Утром стулья, вечером деньги. Как создать бизнес и продлить жизнь старым вещам
Семь лет назад гастрономические журналисты Катя Калина и Ольга Овчарова придумали FChairs — проект по продаже мебели из закрывшихся ресторанов. Команда гастролирует по разным площадкам, раз в месяц устраивая распродажи. «Сноб» поговорил с создательницами о формате и гостях сейла, о реставрации мебели и о том, почему закрываются хорошие рестораны.
О формате
У нас нет своего шоурума, мы работаем только в формате закрытых гараж-сейлов, которые проходят как светская тусовка один раз в месяц. Все сейлы закрытые: чтобы на них попасть, нужно написать в наши соцсети. Приглашение с подробными инструкциями получают первые 1000–1500 написавших, в зависимости от возможностей площадки. Поэтому, когда нам в очередной раз пишут с просьбой выслать каталог, мы вежливо объясняем, что никакого каталога нет и быть не может: ассортимент меняется слишком стремительно, мы иногда сами не знаем, что попадет к нам на распродажу завтра.
О ресторанном рынке и о том, почему закрываются заведения
Да, сейчас не самое легкое время для ресторанов. Но помимо объективных сложностей, для многих закрывшихся проектов были и локальные причины: провальная концепция, жадный арендодатель, непрофессиональное управление. А еще мы заметили, что во время пандемии и с началом спецоперации рестораторы стали хозяйственнее, экономнее — это факт. Если раньше нам тоннами сгружали люстры Бакарра и кресла Фенди, то сейчас приходится иметь дело с сильно поюзанной мебелью — отсюда, собственно, и возникла наша декораторская школа, которую мы официально презентуем в ноябре. То, что попадает к нам в руки, просто так, смахнув пыль, продавать нельзя.
О ресторанной моде на дизайн
Мода на дизайн, конечно, меняется. Где-то с шагом в два-три года. Лет десять назад рестораторы не жалели денег на интерьеры: привозили в Москву огромные люстры из муранского стекла и кожаные стулья Fendi по 5000 долларов каждое. А сейчас, когда о богатстве говорить стало неуместно и главная ресторанная идея последних сезонов — демократичность, все это стало никому не нужно. Люстры отправились на дачу к родственникам, стулья забыты на складе. В 2015 году мы вовсю продавали мебель нулевых: кожу, золото, хрусталь, дорогую Европу, много стульев и кресел в стиле Прованс и диваны с каретной стяжкой. Сегодня наш ассортимент по большей части лофт: бетонные столы, минималистичные диваны, мебель в скандинавском стиле. Впрочем, к этому списку в последнее время активно добавляется и то, что стоит в ресторанах прямо сейчас, например мебель midcentury.