Уроки Лагоса: как работа в Нигерии учит новому взгляду на жизнь и бизнес
Шутить, принимать реальность с отключением электричества, доверять мнению местных жителей и покупать два холодильника сразу — основательница маркетов «Местной еды» Анастасия Колесникова рассказывает, как жизнь в Нигерии помогала ей заново научиться просчитывать риски и смотреть на привычные вещи с новой стороны.
Шесть лет мы с командой делаем маркеты еды в Москве, где каждый может стать ресторатором на два дня и протестировать идею. Организовываем фестивали и фудкорты для компаний и помогаем запускать гастрономические стартапы в фуд-инкубаторе. В прошлом году основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников предложил мне помочь с запуском пиццерии в Нигерии. Чтобы разработать проект с нуля, нужно было изучить рынок и аудиторию, поэтому я собрала чемодан и поехала в Лагос. Позже нигерийские партнеры «Додо Пиццы» предложили мне заняться запуском локального бренда мороженого. Так я оказалась в Лагосе второй раз. Работа в Нигерии многому меня научила и дала возможность взглянуть на бизнес с другой стороны.
Принимать реальность
Смотреть реальными глазами на жизнь в стране, не выдумывать и не фантазировать — это важно для бизнеса и для маркетинга в том числе. Нигерия — страна противоречивых вещей и контрастов. Здесь в пробке может стоять Bentley, а рядом будут идти бедные люди, просящие денег или продающие орехи и книги-бестселлеры про бизнес. Человек может жить в хижине, но на собеседование придет в костюме. Есть коттеджный поселок, в котором живут обеспеченные люди, а под его же стенами — лачуги, где живут бедняки. И никто не стремится игнорировать какую-то из этих сторон. Все в мире переплелось, и теперь нужно кожей чувствовать, что происходит. Это тот навык, о котором говорят топовые бизнесмены и главный визионер и футуролог Юваль Ной Харари в своих книгах.
Нужно понять и принять статус жизни в стране и городе, чтобы не пытаться менять ментальность аудитории. Маркетологи говорят: «Мы научим клиента, создадим культуру, изменим их восприятие». Но все изменить невозможно. Подход должен быть другим. Надо принять, что люди — такие, и думать о том, какой продукт им может быть полезен. В случае с пиццей мы придумали шаварма-пиццу и мясную пиццу с суей: добавили форматы, продукты и специи, которые любят нигерийцы.
Юмор помогает в работе
Многие считают, что нигерийцы — безответственные люди, которых надо постоянно контролировать, но у них есть чему поучиться. Самый крутой урок для меня — шутки. Когда я приехала первый раз, мне показалось, что у местных специфическое чувство юмора, достаточно самокритичное и критичное ко всем остальным. Многие русские ребята, работающие с нигерийцами, обижаются на их юмор. На самом же деле нигерийцы не пытаются этим кого-то задеть: это их способ сбросить стресс и быть на постоянном подъеме энергии. Это помогает им жить в тяжелых условиях. Из-за серьезных пробок можно добираться до работы три часа. Хочешь приехать домой и лечь в ванну, а ванны у тебя нет, есть только душ. А самое главное, что горячая вода работает, скорее всего, от электричества, а его отключают четыре раза в день. Постоянно какой-то дискомфорт. Поэтому только умение смеяться над своей жизнью и над собой помогает им жить комфортно.
Европейцы же работают на износ. Ты приходишь на работу, и в тебе больше нет личности, ты должен работать и не отвлекаться на другое, по вечерам и в выходные тоже думаешь о делах, потому что работа становится твоей жизнью. Европейцы думают, а нигерийцы делают. Им важно чувствовать себя на работе живыми, коммуницировать между собой, смеяться, общаться, и этому нам стоит у них поучиться.