Юмор — это серьезно: как маленькая шутка может укрепить авторитет и повысить статус
Что станет с бизнесом, если добавить в него немного шутливости, легкости и непринужденности? Об этом рассказывают преподаватели курса по юмору в Высшей школе бизнеса Стэнфорда Дженнифер Аакер и Наоми Багдонас в книге «Юмор — это серьезно. Ваше секретное оружие в бизнесе и жизни» (вышло в издательстве «МИФ»). Forbes Woman публикует главу из книги.
Для Наоми первый опыт использования юмора в профессиональной среде, где ставки высоки, пришелся на ситуацию почти катастрофическую. Все началось (как любая подобная история) в конференц-зале. Наоми только начинала свою карьеру в The Deloitte Greenhouse, спецгруппе консультантов по стратегии, которая разрабатывала и проводила семинары для ключевых клиентов Deloitte. Ее попросили провести тренинг по командной динамике для группы руководителей, большинство из которых были старше ее на 15–20 лет.
Молодая (сравнительно) Наоми плыла в одиночку на самодельном плоту в море твидовых блейзеров.
Один из этих блейзеров «в елочку», некий Крейг, на протяжении всего семинара занимался позерством, демонстрируя нарочитую отстраненность и скептический настрой. Сцепив руки за головой, расслабив плечи, он так вальяжно откинулся на спинку кресла, что это создавало напряжение и в атмосфере, и в пружинах Steelcase, удерживающих конструкцию. Мужчина явно претендовал на роль альфа-самца группы, давая понять любому человеку — или примату, если на то пошло, — кто обладает самым высоким статусом в конференц-зале в тот день.
Наоми как раз объясняла, как адаптировать стиль общения к тому или иному характеру, когда Крейг прервал ее:
— Нельзя ли сразу перейти к той части, где вы просто научите меня, как заставить мою команду делать то, что я хочу?
Зал напрягся.
Все головы медленно повернулись от Крейга к Наоми. Не раздумывая она игриво парировала:
— Отличный вопрос, Крейг. Вы о моем семинаре по контролю над разумом? Он пройдет на следующей неделе, и вы можете присоединиться.
Последовала долгая пауза, во время которой Наоми задавалась вопросом, не разрушила ли она только что свою карьеру. Но тут комната взорвалась смехом, и все взгляды снова обратились к Крейгу.
Его реплика была резкой, вызывающей, граничащей с неуважением. По динамике в аудитории было ясно, что Крейг не привык к тому, чтобы ему бросали вызов — тем более «молодые выскочки». И все же он улыбался — впервые за весь день.
— Уважаю, — сказал он, снова раскачиваясь в кресле. — Можете продолжать.
— Спасибо, — ответила Наоми. — Я как раз собиралась это сделать.
Почти сразу же энергетика изменилась. До конца семинара Крейг оставался вовлеченным в процесс и уважительным, и его команда следовала примеру босса. Атмосфера разрядилась, все стали выступать более свободно и непринужденно, предлагая существенно лучшие идеи. Наоми тоже расслабилась, и это благотворно сказалось на качестве подачи материала. Более того, Наоми наконец-то почувствовала себя собой, настоящей, и состояние страха сменялись состоянием присутствия, вовлеченности и потока.
После семинара Крейг и Наоми перекинулись парой слов о ее карьере, и мужчина, казалось, пребывал в хорошем настроении. Позже она узнала, что Крейг отправил ее CEO отзыв, в котором похвалил семинар и лично Наоми за проницательность и умение управлять аудиторией. Такой жест с его стороны привел в движение цепочку событий, которые открыли перед ней новые двери в карьере.