Угрозы и обвинения Хенрика Якобсена: сочетание ужасного с обыденным
Чтобы по достоинству оценить творения этого 42-летнего датчанина, надо помимо вкуса к скандинавскому лаконизму иметь пристрастие к черному юмору и крепкое психическое здоровье. В противном случае искусство Хенрика Пленге Якобсена может навлечь на вас целый рой печальных дум.
«Провокация», «инсталляция», «перформанс», «моделирование реальности» — весь этот глоссарий, неизменно присутствующий в статьях о современном искусстве, имеет, конечно, определенное отношение и к работам Хенрика Якобсена, но ровно ничего в них не объясняет. Ближе всего к объяснению, похоже, удалось подобраться одному из критиков, написавшему в своей статье, что творческую концепцию датчанина можно назвать «боди-артом», имея в виду, что тело (body), над которым проводятся художественные манипуляции, принадлежит зрителю, посетившему выставку Якобсена. Да, художник без сомнения играет со страхами современного обывателя — как проявленными, так и загнанными в подсознание, хорошо помня при этом, что ничто так не леденит душу, как сочетание ужасного с обыденным. Ну, вроде как труп, лежащий в театральном фойе, окруженный разодетыми посетителями, которые пришли культурно отдохнуть, значительно страшнее мертвого тела, оставшегося на поле боя, рядом с десятками таких же мертвых тел.