Искусство Хенрика Пленге Якобсена может навлечь на вас целый рой печальных дум

Популярная механикаКультура

Угрозы и обвинения Хенрика Якобсена: сочетание ужасного с обыденным

Олег Макаров

Чтобы по достоинству оценить творения этого 42-летнего датчанина, надо помимо вкуса к скандинавскому лаконизму иметь пристрастие к черному юмору и крепкое психическое здоровье. В противном случае искусство Хенрика Пленге Якобсена может навлечь на вас целый рой печальных дум.

«Провокация», «инсталляция», «перформанс», «моделирование реальности» — весь этот глоссарий, неизменно присутствующий в статьях о современном искусстве, имеет, конечно, определенное отношение и к работам Хенрика Якобсена, но ровно ничего в них не объясняет. Ближе всего к объяснению, похоже, удалось подобраться одному из критиков, написавшему в своей статье, что творческую концепцию датчанина можно назвать «боди-артом», имея в виду, что тело (body), над которым проводятся художественные манипуляции, принадлежит зрителю, посетившему выставку Якобсена. Да, художник без сомнения играет со страхами современного обывателя — как проявленными, так и загнанными в подсознание, хорошо помня при этом, что ничто так не леденит душу, как сочетание ужасного с обыденным. Ну, вроде как труп, лежащий в театральном фойе, окруженный разодетыми посетителями, которые пришли культурно отдохнуть, значительно страшнее мертвого тела, оставшегося на поле боя, рядом с десятками таких же мертвых тел.

29ecc6ac2684d4b16aff033b49636cce.jpg
Колыбель бомбы. Визуальная повесть о манхэттенском инженерном округе, которым руководил генерал Лесли Гроувс, получился у Якобсена лаконичной как несколько капель чернил, пролитых на белый лист бумаги. Рядом с макетами первой в истории атомной бомбы и лабораторного стенда для. испытания имплозивного устройства — черный «Шевроле». Куда же без черного автомобиля, если речь идет о секретном государственном проекте? На стене доска с формулами и схемами конструкции разных типов бомб. Самый загадочный объект инсталляции «Манхэттенский инженерный округ» — стол с ноутбуком. К компьютеру подключен счетчик Гейгера, радом с датчиком которого — кусочек тринитита в окружении минералов уранинита. Тринитит — это превращенный в зеленоватое стекло песок с ядерного полигона Trinity. Спустя десятилетия после испытаний первой атомной бомбы, радиоактивность тринитита заметно ослабела, но уранинит вновь напитывает его излучением, уровень которого замеряется счетчиком и выводится на экран ноутбука в виде графика. Ползущая ломаная линия будто бы говорит о том, что однажды начавшись, атомная эра уже не может закончиться, и «ядерный фактор» будет вечно излучать в сознании и подсознании человечества. Все-таки эксплуатация страхов, порой даже безотчетных, одна из главных тем современного искусства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении