Удовольствие в страхе и безмолвии: был ли секс в СССР
Элла Россман — историк, аспирантка Университетского колледжа Лондона. Специалист по секс-просвету в позднем СССР — рассказывает, как советская власть пыталась контролировать и улучшать интимную жизнь граждан

«Почему у женщин при социализме секс лучше» — так называется нашумевшая книга Кристин Годси, профессора Пенсильванского университета и специалистки по коммунистической и посткоммунистической Болгарии.
В своей книге Годси на примерах стран Восточного блока доказывает простую мысль: удовольствие от личной жизни не только вопрос индивидуального темперамента и сексуальных техник, но и вполне экономическое и политическое дело. Старая феминистская формула «личное — это политическое» работает и в обратную сторону: когда политическое с экономическим не в порядке, в постели тоже все не очень. Женщинам для хорошего секса (например, без постоянного страха перед беременностью) нужны права и гарантии (та же гарантия не потерять работу, если все-таки забеременеешь), поддержка государства, ясли, детские сады и возможность самостоятельно зарабатывать. То есть уверенность в завтрашнем дне и собственной безопасности. В социалистических странах все это было, пишет Годси. Да, с оговорками, да, по-разному в разных странах, но было. А значит, было и удовольствие!
Книга Годси написана в первую очередь для американского читателя и призвана развеять распространенные в США стереотипы о социализме, которые остались со времен холодной войны. Ведь действительно, когда советские женщины уже много лет строили карьеру в самых разных сферах и сами распоряжались своими финансами, американки все еще должны были просить мужа подписать их бумаги, чтобы получить кредитку. Но только ли в кредитке дело?
В гуманитарных и социальных науках в ХХ веке был долгий период, когда исследователи закопались в исследованиях языка и как будто забыли об иных аспектах человеческой и общественной жизни. Годси выступила против мейнстрима и практически отказалась от разговора о языке в пользу материальных и экономических факторов, которым явно уделяли мало внимания. Но, кажется, в случае с сексом вместе с водой исследовательница выплеснула и ребенка. Человеческая сексуальность уникальна тем, что для нее просто необходим развитый язык. Язык, который позволяет понять свое тело. Язык, на котором формулируют фантазии и желания. Язык для разговора с партнером, флирта, нежности.
Когда начинаешь говорить о языке, лучше видишь различия между социалистическими странами. Исследования чешского социолога Катерины Лишковой показывают, например, что послевоенная Чехословакия стала одним из главных центров развития сексологии в Европе. С 1952 года там изучали женский оргазм и уже в конце 1950-х организовали по этой теме большую международную научную конференцию (первую в мире!). Чешские ученые выпускали не только научные статьи и книги, но и популярную литературу о сексе, выступали на телевидении, на радио — в общем, вели дискуссию с широкой публикой. В социалистической Польше (которая и при коммунистах оставалась глубоко католической страной) происходили похожие процессы: в 1960-е там появились реформаторы, которые открыто писали: секс не только про деторождение или удовольствие, это еще и способ самовыражения и особый и очень важный вид отношений между людьми. В 1980-е годы в польских школах использовали весьма прогрессивный учебник по секс-просвету. Этот учебник совершенно невозможно представить в современной Польше, которая все больше скатывается к новому консерватизму.