Удаленная работа заставляет нас выгорать. Как этого избежать?
HR Business Partner Марина Моросанова — о новой этике удаленной работы
Каким будет постпандемический мир — пока неизвестно. Но одно можно сказать точно: удаленной работы станет больше. Пока одни корпорации вводят гибридный режим работы, совмещающий работу из офиса и из дома, другие собираются оставить как минимум часть сотрудников на удаленке насовсем. По подсчетам McKinsey & Company, ко второму варианту готовы 72% работодателей в развитых странах. Столько же сотрудников (70%) поддерживают тренд и ищут такие рабочие места, чтобы полностью или частично работать из дома.
За время пандемии многие успели оценить достоинства работы из дома. Работодатели рады сэкономить деньги на аренде офиса, сотрудники — время на дорогу до офиса и обратно. Но у удаленной работы есть огромный минус, который может свести все бонусы на нет: высокий риск выгорания. В октябре 2020 года сервис Glint (принадлежит LinkedIn) собрал данные 1,75 млн человек, обработал их с помощью нейросети и выяснил, что в августе уровень выгорания достиг пика за два года измерений. К концу года он вырос еще на 4%. Главной причиной этого эксперты Glint считают не только пандемию и связанные с ней проблемы, но и стресс из-за того, что отделить работу от личной жизни на удаленке крайне сложно.
Выгорание — индивидуальная проблема, с которой каждый сотрудник должен работать сам. Так кажется на первый взгляд. На деле от внимательности компании к психологическому здоровью сотрудников напрямую зависит ее же собственное финансовое благополучие. Цифры говорят сами за себя: одна только американская экономика теряет $500 млрд в год из-за стресса, связанного с работой.
Потери можно предотвратить — с помощью новой этики удаленной работы. Это маленькие, но спасительные шаги, которые нужно предпринять и самим сотрудникам, и их руководителям. Как действовать, чтобы минимизировать риск выгорания, рассказывает HR Business Partner компании Accel Club Марина Моросанова.
Zoom-выгорание
В эпоху удаленной работы значительная часть коммуникации проходит в Zoom. Это удобно, но энергозатратно для мозга. Исследования Microsoft показали: когда мы говорим по видеосвязи, маркеры наших мозговых волн, связанные с переутомлением и стрессом, значительно выше, чем если просто писать электронное письмо. А еще во время видеозвонка мы сохраняем концентрацию только первые 30–40 минут. После мы устаем и тратим все больше сил, чтобы фокусировать внимание.
Почему Zoom-звонки так утомительны? Стэнфордский исследователь Джереми Бейленсон считает, что они истощают нас из-за переизбытка зрительного контакта. Представьте, что вы сидите в переговорной — и все смотрят на всех. Взгляд не блуждает по пространству, не прикован к докладчику. Вы одновременно видите всех участников звонка — и все могут видеть вас. Часто вы видите еще и самого себя. Ощущение такое, как будто кто-то все время ходит за вами с зеркалом. При этом сами вы ходить не можете, а прикованы к месту.
Прибавьте к этому неестественный масштаб. Если сидите за ноутбуком, между вами и другими участниками нет даже расстояния вытянутой руки. В вашем поле зрения чаще всего только портретная зона — в реальной жизни это был бы слишком близкий контакт и слишком короткая дистанция. Мозг считывает эту ситуацию как стрессовую, если не сказать опасную.
Кроме того, во время видеозвонков сложно считывать невербальный код поведения другого человека. Сложно понять, смотрят ли собеседники на нас или просто на экран. Если изображение нечеткое или нецентрированное, это осложняет задачу еще больше. Вам самим тоже сложно выразить что-то невербально: в знак согласия приходится кивать так сильно, чтобы собеседник считал этот сигнал. А еще приходится постоянно беспокоиться, что ваша голова в центре видео. Все это в разы увеличивает когнитивную нагрузку.
Как быть?
Джереми Бейленсон из Стэнфорда предлагает бороться с утомлением от Zoom, последовательно компенсируя недостатки видеосвязи.
- Во время видеозвонка не включайте полномасштабный режим, а лучше вовсе уменьшите окно приложения. Тогда вашему мозгу не будет казаться, что собеседники вторгаются в ваше личное пространство.
- Создайте пространство между вами и ноутбуком. Можно подключить к ноутбуку внешнюю клавиатуру и отодвинуть монитор подальше.Или положить на стол между вами и ноутбуком ежедневник для записей. Так ощущение расстояния между вами и участниками звонка станет более реалистичным и привычным.