Учить и любить: каким мы запомним режиссера Сергея Соловьева
13 декабря на 78-м году жизни умер Сергей Соловьев, советский и российский режиссер театра и кино. О том, каким нам запомнится режиссер «Ассы» и других культовых фильмов, рассказывает кинокритик Иван Афанасьев
Про Сергея Александровича Соловьева, он же САС — этой аббревиатурой его называли коллеги, друзья и ученики, — принято говорить как про одного из самых ярких и неординарных авторов нашего кино. Сам бы он на это возразил, что «кино в наше время делают только жлобы и халтурщики» — это одна из его многочисленных крылатых фраз, цитат, которые он выдавал экспромтом на лекциях во ВГИКе. Их за ним старательно записывали студенты его актерско-режиссерской мастерской, которую он вместе с Валерием Рубинчиком возглавлял с 1986 года. Учить и любить людей было его главным призванием и талантом. Как говорил советский и российский режиссер Андрей Эшпай, тоже преподающий во ВГИКе, «Соловьев был всепримиряющий человек».
Все фильмы Соловьева наполнены огромной радостью жизни, они экстравагантны и узнаваемы с первого взгляда. Его жизнь в некотором роде тоже была похожа на фильм. О ее первой части — детстве — режиссер подробно рассказывал в интервью радио «Свобода». Отец, офицер НКВД Александр Соловьев, после окончания войны был командирован в Северную Корею вместе с семьей, чтобы «усадить на трон» бывшего партизана, воевавшего в рядах Красной армии на территории Маньчжурии, капитана Ким Ир Сена, который позже станет главой КНДР. До шести лет маленький Сергей жил «в японском