Туннель Сен-Готард: какие сложнейшие проблемы были решены в ходе строительства

Популярная механикаHi-Tech

Туннель Сен-Готард: как устроен самый длинный скоростной ЖД-туннель в мире

Татьяна Фам

AlpTransit

Десять лет работы, сотни людей, тропические температуры под землей и постоянная угроза прорыва грунтовых вод – новый скоростной железнодорожный туннель под перевалом Сен-Готтард, который был торжественно открыт в июне 2016 года и стал самым длинным тоннелем такого рода в мире. Инженеры, принимавшие участие в его строительстве, рассказали, какие сложнейшие проблемы были решены в ходе строительства.

По туннелю регулярно проносятся поезда на фантастической скорости в 250 километров в час. Но вряд ли хоть один пассажир заметит в стенах туннеля двери зеленого цвета. Да это, наверное, и к лучшему, поскольку речь идет о системе аварийных выходов в скоростном железнодорожном туннеле «Сен-Готтард» (Gotthard-Basistunnel). А между тем, все эти двери, призванные спасать человеческие жизни в непредвиденной или экстремальной ситуации — настоящий шедевр инженерной мысли.

«Нам пришлось разработать двери аварийного выхода таким образом, чтобы их мог открыть даже ребенок. Они должны сработать в ситуации отсутствия электричества, но, с другой стороны, была поставлена задача сделать их полностью непроницаемыми для огня и дыма. Кроме того, они обязаны выдерживать регулярные аэродинамические удары воздушных волн, возникающих от проносящихся на высокой скорости поездов. И кстати, при движении составов в туннелях увеличивается сопротивление воздуха, для преодоления которого требуется повышенный расход энергии на тягу поездов. И все эти проблемы нам пришлось решать практически одновременно», — рассказывает Петер Шустер из инженерной компании Ernst Basler + Partner.

Эти раздвижные двери, которые расположены в туннеле через каждые 325 метров, позволяют попасть к многочисленным специальным сбойкам (переходам) между двумя однопутными параллельными туннелями с внутренним диаметром 8,2 метра, из которых и состоит «базисный» Сен-Готтардский скоростной туннель. Такая конструкция была результатом продуманной проектной работы. Перед тем, как был принят окончательный вариант системы аварийной эвакуации пассажиров и персонала, было протестировано пять других опытных образцов и вариантов. «В итоге мы выбрали, может, и не самый красивый и дорогой, но безусловно уникальный вариант», — подчеркивает Петер Шустер.

На перекрестке транспортных путей

История Швейцарии — это во многом именно история покорения перевала Сен-Готтард, отделявшего центральные регионы будущей Конфедерации от экономически и культурно развитых регионов Северной Италии. Кроме того, это было место, где зарождались и развивались технологии горного строительства, столь важные для альпийской страны.

От первого сквозного маршрута через перевал, открытого в 1200 году, до нынешнего почти уже готового скоростного железнодорожного туннеля, введение в строй которого планируется на 2016 год, — целый исторический цикл, в ходе которого Швейцария не только обрела внутреннее единство, но и превратилась в важнейший европейский транспортный узел.

Трасса железнодорожного тоннеля Сен-Готтард

Во время сооружения этого самого длинного (2x57 километров) железнодорожного туннеля в мире ничто не было предоставлено воле случая. «Инженеры кропотливо трудились даже над самыми, казалось бы, незначительными компонентами», — добавляет Шустер. Вместе с другими специалистами-строителями он в начале сентября проинформировал об особенностях этого проекта века в рамках «Дня СМИ» на базе «Швейцарской Ассоциации инженеров-консультантов и строителей» в городе Эрстфельд, что в кантоне Ури.

Одной из первых больших проблем стало определение маршрута прохождения туннеля. «Невозможно просто взять и провести прямую линию между северным и южным порталом туннеля», — разъясняет инженер Фабиана Хенке, также представляющая компанию Ernst Basler + Partner. «Нам пришлось учитывать различные критерии, например, географические и геологические, включая структуру горного массива. Было необходимо проложить еще и специальный технический туннель, по которому бы поступали материалы и оборудование для строительства основных туннелей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На чем реально ездят звезды Голливуда? На чем реально ездят звезды Голливуда?

Люди, имеющие миллионы долларов, иногда покупают неожиданные автомобили

Maxim
Смартфон подстроил интерфейс под расположение пальца по его отражению в глазах Смартфон подстроил интерфейс под расположение пальца по его отражению в глазах

Разработчики научили смартфоны подстраивать интерфейс под расположение пальца

N+1
5 мифов о космосе на большом экране: какие абсурдные киноляпы замечают космонавты 5 мифов о космосе на большом экране: какие абсурдные киноляпы замечают космонавты

Какие несостыковки в фильмах о космосе космонавты замечают чаще всего

Популярная механика
Давление под контролем Давление под контролем

Думаешь, гипертонией страдают исключительно пожилые люди? Это не так!

Лиза
Коллекция Морозовых, которая всегда в Москве: гид по архитектурным активам династии Коллекция Морозовых, которая всегда в Москве: гид по архитектурным активам династии

Как наследие знаменитой купеческой династии по-прежнему служит Москве

Forbes
Что такое любовь к себе и зачем она нужна, рассказывает коуч Ирина Прачёва Что такое любовь к себе и зачем она нужна, рассказывает коуч Ирина Прачёва

Что такое «любить себя» непонятно в принципе

Cosmopolitan
Зинаида Гиппиус. В поисках утраченной любви Зинаида Гиппиус. В поисках утраченной любви

Зинаида Гиппиус — декадентская мадонна

Караван историй
Как «отпустить» человека и жить с опорой на себя Как «отпустить» человека и жить с опорой на себя

Почему людям трудно расставаться и как сделать этот процесс менее болезненным

СНОБ
В ловушке саморазрушения: как разобраться в причинах самосаботажа и справиться с ним В ловушке саморазрушения: как разобраться в причинах самосаботажа и справиться с ним

Какие существуют формы самосаботажа, как их отслеживать и пресекать

Forbes
На черепе гоминина из Дманиси нашли три травматических повреждения На черепе гоминина из Дманиси нашли три травматических повреждения

Изменение костной ткани гоминина, возможно, связано с инфекционным заболеванием

N+1
Смерть в кадре: фото, сделанные за считаные минуты до трагедии Смерть в кадре: фото, сделанные за считаные минуты до трагедии

Иногда в кадр попадают леденящие душу моменты

Cosmopolitan
Как вернуться в тренажерный зал после долгого перерыва: 5 простых шагов Как вернуться в тренажерный зал после долгого перерыва: 5 простых шагов

Как возобновить тренировки и вернуться в прежнее русло?

Популярная механика
Подчеркнуть главное Подчеркнуть главное

Модный интерьер в стиле контемпорари с сильным мужским характером

SALON-Interior
Извините за успех: почему мы испытываем чувство вины за большие деньги и достижения Извините за успех: почему мы испытываем чувство вины за большие деньги и достижения

Почему чувство вины останавливает нас на пути к успеху?

Inc.
Некрасивые истории красивого кино: что осталось за кадром советских фильмов Некрасивые истории красивого кино: что осталось за кадром советских фильмов

Что скрывает знаменитое советское кино?

VOICE
Кем ты будешь, когда вырастешь: чем молодые предприниматели могут помочь подросткам Кем ты будешь, когда вырастешь: чем молодые предприниматели могут помочь подросткам

Молодые предприниматели делятся опытом с подростками и помогают им найти себя

Forbes
Илья Ильф и Евгений Петров: пять книг, которые стоит прочитать Илья Ильф и Евгений Петров: пять книг, которые стоит прочитать

Что, помимо "12 стульев" и "Золотого теленка", безусловно заслуживает внимания

Esquire
Сколько измерений существует в нашем мозге и для чего они нужны: объяснит математика Сколько измерений существует в нашем мозге и для чего они нужны: объяснит математика

Ученые использовали математику, чтобы заглянуть в структуру нашего мозга

ТехИнсайдер
Мама, ты не одна! Мама, ты не одна!

От пособий до налоговых льгот: на что сегодня может рассчитывать мать-одиночка

Лиза
Двадцать пять лет без паспорта Двадцать пять лет без паспорта

Больше двадцати лет Вера не могла пробить бюрократические системы двух стран

СНОБ
Дайан Фосси: невероятная история знаменитой исследовательницы горилл Дайан Фосси: невероятная история знаменитой исследовательницы горилл

История Дайан Фосси — воительницы за права и жизни горилл

Популярная механика
Стюардесса из «Экипажа» и Алена Савина в «Чародеях»: вспоминаем лучшие роли Александры Яковлевой Стюардесса из «Экипажа» и Алена Савина в «Чародеях»: вспоминаем лучшие роли Александры Яковлевой

Самые яркие роли актрисы Александры Яковлевой

Maxim
Физики уточнили вклад антигиперонов в рождение антипротонов в протон-гелиевых столкновениях Физики уточнили вклад антигиперонов в рождение антипротонов в протон-гелиевых столкновениях

Физики сообщили о детальном исследовании процессов рождения антипротонов

N+1
Тугой хвост, градиент на губах и румянец: как быть самой модной невестой в 2022 Тугой хвост, градиент на губах и румянец: как быть самой модной невестой в 2022

Тренды в прическах и макияже, с которыми ты станешь самой модной невестой

Cosmopolitan
Семь фильмов по мотивам книг — с весенним настроением Семь фильмов по мотивам книг — с весенним настроением

Cемь отличных фильмов с весенним настроением, снятых по мотивам популярных книг

СНОБ
Воспоминания об Андрее Тарковском Воспоминания об Андрее Тарковском

Каким был режиссер Андрей Тарковский?

СНОБ
Почему мы сегодня так одиноки и как искать реальные отношения Почему мы сегодня так одиноки и как искать реальные отношения

В чем причина нарастающего глобального одиночества?

Psychologies
От ползающих камней до озера-убийцы: 10 самых невероятных явлений, которые приготовила нам природа От ползающих камней до озера-убийцы: 10 самых невероятных явлений, которые приготовила нам природа

Настолько ли человек могущественный? Природе есть что на это ответить!

Популярная механика
Что нужно знать на первом свидании? Что нужно знать на первом свидании?

Советы, как найти внутренний баланс и успешно провести первое свидание

Psychologies
Сплошные проверки ГИБДД. Как себя вести и что отвечать Сплошные проверки ГИБДД. Как себя вести и что отвечать

Для чего нужные сплошные проверки, как они проводятся?

РБК
Открыть в приложении