Туннель Сен-Готард: какие сложнейшие проблемы были решены в ходе строительства

Популярная механикаHi-Tech

Туннель Сен-Готард: как устроен самый длинный скоростной ЖД-туннель в мире

Татьяна Фам

AlpTransit

Десять лет работы, сотни людей, тропические температуры под землей и постоянная угроза прорыва грунтовых вод – новый скоростной железнодорожный туннель под перевалом Сен-Готтард, который был торжественно открыт в июне 2016 года и стал самым длинным тоннелем такого рода в мире. Инженеры, принимавшие участие в его строительстве, рассказали, какие сложнейшие проблемы были решены в ходе строительства.

По туннелю регулярно проносятся поезда на фантастической скорости в 250 километров в час. Но вряд ли хоть один пассажир заметит в стенах туннеля двери зеленого цвета. Да это, наверное, и к лучшему, поскольку речь идет о системе аварийных выходов в скоростном железнодорожном туннеле «Сен-Готтард» (Gotthard-Basistunnel). А между тем, все эти двери, призванные спасать человеческие жизни в непредвиденной или экстремальной ситуации — настоящий шедевр инженерной мысли.

«Нам пришлось разработать двери аварийного выхода таким образом, чтобы их мог открыть даже ребенок. Они должны сработать в ситуации отсутствия электричества, но, с другой стороны, была поставлена задача сделать их полностью непроницаемыми для огня и дыма. Кроме того, они обязаны выдерживать регулярные аэродинамические удары воздушных волн, возникающих от проносящихся на высокой скорости поездов. И кстати, при движении составов в туннелях увеличивается сопротивление воздуха, для преодоления которого требуется повышенный расход энергии на тягу поездов. И все эти проблемы нам пришлось решать практически одновременно», — рассказывает Петер Шустер из инженерной компании Ernst Basler + Partner.

Эти раздвижные двери, которые расположены в туннеле через каждые 325 метров, позволяют попасть к многочисленным специальным сбойкам (переходам) между двумя однопутными параллельными туннелями с внутренним диаметром 8,2 метра, из которых и состоит «базисный» Сен-Готтардский скоростной туннель. Такая конструкция была результатом продуманной проектной работы. Перед тем, как был принят окончательный вариант системы аварийной эвакуации пассажиров и персонала, было протестировано пять других опытных образцов и вариантов. «В итоге мы выбрали, может, и не самый красивый и дорогой, но безусловно уникальный вариант», — подчеркивает Петер Шустер.

На перекрестке транспортных путей

История Швейцарии — это во многом именно история покорения перевала Сен-Готтард, отделявшего центральные регионы будущей Конфедерации от экономически и культурно развитых регионов Северной Италии. Кроме того, это было место, где зарождались и развивались технологии горного строительства, столь важные для альпийской страны.

От первого сквозного маршрута через перевал, открытого в 1200 году, до нынешнего почти уже готового скоростного железнодорожного туннеля, введение в строй которого планируется на 2016 год, — целый исторический цикл, в ходе которого Швейцария не только обрела внутреннее единство, но и превратилась в важнейший европейский транспортный узел.

Трасса железнодорожного тоннеля Сен-Готтард

Во время сооружения этого самого длинного (2x57 километров) железнодорожного туннеля в мире ничто не было предоставлено воле случая. «Инженеры кропотливо трудились даже над самыми, казалось бы, незначительными компонентами», — добавляет Шустер. Вместе с другими специалистами-строителями он в начале сентября проинформировал об особенностях этого проекта века в рамках «Дня СМИ» на базе «Швейцарской Ассоциации инженеров-консультантов и строителей» в городе Эрстфельд, что в кантоне Ури.

Одной из первых больших проблем стало определение маршрута прохождения туннеля. «Невозможно просто взять и провести прямую линию между северным и южным порталом туннеля», — разъясняет инженер Фабиана Хенке, также представляющая компанию Ernst Basler + Partner. «Нам пришлось учитывать различные критерии, например, географические и геологические, включая структуру горного массива. Было необходимо проложить еще и специальный технический туннель, по которому бы поступали материалы и оборудование для строительства основных туннелей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Без кота жизнь не та: 35 интересных фактов про кошек Без кота жизнь не та: 35 интересных фактов про кошек

Факты о кошках: 35 наблюдений о пушистых хищниках

Популярная механика
Не заскучать в дороге: сколько фильмов и сериалов можно посмотреть, путешествуя по самым популярным направлениям России Не заскучать в дороге: сколько фильмов и сериалов можно посмотреть, путешествуя по самым популярным направлениям России

Подборка сериалов и фильмов, которые можно посмотреть в дороге

Популярная механика
Убийственный «гипер» Убийственный «гипер»

Все об аэродинамике самого перспективного оружия

Популярная механика
Мы боимся говорить о деньгах: почему и как это исправить? Мы боимся говорить о деньгах: почему и как это исправить?

Деньги — одна из самых табуированных тем

Psychologies
Трудоголизм — новая религия: почему нам нравится работать Трудоголизм — новая религия: почему нам нравится работать

Зачем мы так много работаем, с какой стати этим гордимся?

Psychologies
Эта диета Алины Кабаевой поможет тебе сбросить 10 кг всего за месяц Эта диета Алины Кабаевой поможет тебе сбросить 10 кг всего за месяц

Диета Кабаевой, которая поможет похудеть

Cosmopolitan
Главные факты о раздельном питании: все за и против Главные факты о раздельном питании: все за и против

Что такое раздельное питание и что о нем думают врачи?

РБК
Мотоцикл с русскими корнями: 13 интересных фактов о легендарном Harley-Davidson Мотоцикл с русскими корнями: 13 интересных фактов о легендарном Harley-Davidson

Harley-Davidson вряд ли стал бы легендой, если бы не издатели русского журнала

Вокруг света
7 упражнений, которые помогут тебе получить «просвет» между бедрами 7 упражнений, которые помогут тебе получить «просвет» между бедрами

Упражнения, которые помогут тебе получить идеальный силуэт бедер

VOICE
Как устроен российский самоходный лазерный комплекс 1К17 «Сжатие» Как устроен российский самоходный лазерный комплекс 1К17 «Сжатие»

Зачем «лазерному танку» шестнадцать «глаз»

ТехИнсайдер
Потерянный рай экономики: чудеса находчивости Голландской Ост-Индской компании Потерянный рай экономики: чудеса находчивости Голландской Ост-Индской компании

Морская торговля в XVI-XVII веках стала важным источником дохода Старого Света

Вокруг света
Как возводят дымовые трубы Как возводят дымовые трубы

Какие мысли возникают у нас при виде дымовых труб, выпускающих в небо облака?

Популярная механика
7 технологий из фантастических фильмов, которые сегодня стали реальностью 7 технологий из фантастических фильмов, которые сегодня стали реальностью

Какие технологии сошли с экранов и постепенно превращаются реальность?

Популярная механика
Подчеркнуть главное Подчеркнуть главное

Модный интерьер в стиле контемпорари с сильным мужским характером

SALON-Interior
Что нового в мире собак? 15 неожиданных фактов из жизни четвероногих, о которых вы и подумать не могли Что нового в мире собак? 15 неожиданных фактов из жизни четвероногих, о которых вы и подумать не могли

Нежный рот лабрадора, собачьи наркотики, пасхалочка от Пола Маккартни

Популярная механика
Как похудеть: 9 упражнений и советы экспертов Как похудеть: 9 упражнений и советы экспертов

Рассказываем, как похудеть, тренируясь дома

РБК
«Десять уравнений, которые правят миром» «Десять уравнений, которые правят миром»

Отрывок из книги Дэвида Самптера «Десять уравнений, которые правят миром»

N+1
Искусство ниоткуда Искусство ниоткуда

Анна Толстова о том, как послевоенные художники отменили предыдущую культуру

Weekend
Почему нельзя оправдывать вербальную агрессию Почему нельзя оправдывать вербальную агрессию

Объясняем, почему вербальная агрессия — это безусловное зло

Psychologies
Атака клонов: чем бизнес заменит уходящие из России IT-продукты Атака клонов: чем бизнес заменит уходящие из России IT-продукты

Как компаниям правильно выбирать отечественных поставщиков

Forbes
Прототип доктора Лектора полвека сидит в стеклянной клетке: он до сих пор опасен Прототип доктора Лектора полвека сидит в стеклянной клетке: он до сих пор опасен

Кто такой Роберт Модсли и какую клятву он дал?

Cosmopolitan
Главные ошибки, которые портят вкус еды: вы о них и не догадывались Главные ошибки, которые портят вкус еды: вы о них и не догадывались

Вкусная еда начинается с хороших привычек

Популярная механика
7 лайфхаков для стойкости парфюма 7 лайфхаков для стойкости парфюма

От чего зависит стойкость аромата и как продлить жизнь приятному запаху

VOICE
8 фильмов о том, есть ли жизнь после измены 8 фильмов о том, есть ли жизнь после измены

Подборка фильмов о том, как переживают измены в разных уголках планеты

Psychologies
С чего начинается родина: как отмечают День святого Патрика в Ирландии С чего начинается родина: как отмечают День святого Патрика в Ирландии

Наше — значит лучшее. Чтобы быть в этом уверенными, ирландцам не нужна реклама

Вокруг света
Зачем нам суперфуды Зачем нам суперфуды

Топ-6 самых полезных и при этом доступных продуктов

Лиза
5 плохих и 5 хороших способов закончить отношения 5 плохих и 5 хороших способов закончить отношения

Есть способы расстаться по-хорошему и без взаимных обид

Psychologies
Принять различия: как избавиться от предрассудков Принять различия: как избавиться от предрассудков

Как распознать свои скрытые предубеждения и уменьшить их влияние на нас?

Psychologies
Пикнофибры тупандактиля указали на разноцветное оперение предка птерозавров и динозавров Пикнофибры тупандактиля указали на разноцветное оперение предка птерозавров и динозавров

Палеонтологи изучили окаменевшие покровы птерозавра

N+1
Бункер с видом на ядерный взрыв: как «выживальщики» спасаются от Апокалипсиса Бункер с видом на ядерный взрыв: как «выживальщики» спасаются от Апокалипсиса

Кто же такие выживальщики, чего они ждут и чего можно ожидать от них?

Psychologies
Открыть в приложении