Туннель Сен-Готард: какие сложнейшие проблемы были решены в ходе строительства

Популярная механикаHi-Tech

Туннель Сен-Готард: как устроен самый длинный скоростной ЖД-туннель в мире

Татьяна Фам

AlpTransit

Десять лет работы, сотни людей, тропические температуры под землей и постоянная угроза прорыва грунтовых вод – новый скоростной железнодорожный туннель под перевалом Сен-Готтард, который был торжественно открыт в июне 2016 года и стал самым длинным тоннелем такого рода в мире. Инженеры, принимавшие участие в его строительстве, рассказали, какие сложнейшие проблемы были решены в ходе строительства.

По туннелю регулярно проносятся поезда на фантастической скорости в 250 километров в час. Но вряд ли хоть один пассажир заметит в стенах туннеля двери зеленого цвета. Да это, наверное, и к лучшему, поскольку речь идет о системе аварийных выходов в скоростном железнодорожном туннеле «Сен-Готтард» (Gotthard-Basistunnel). А между тем, все эти двери, призванные спасать человеческие жизни в непредвиденной или экстремальной ситуации — настоящий шедевр инженерной мысли.

«Нам пришлось разработать двери аварийного выхода таким образом, чтобы их мог открыть даже ребенок. Они должны сработать в ситуации отсутствия электричества, но, с другой стороны, была поставлена задача сделать их полностью непроницаемыми для огня и дыма. Кроме того, они обязаны выдерживать регулярные аэродинамические удары воздушных волн, возникающих от проносящихся на высокой скорости поездов. И кстати, при движении составов в туннелях увеличивается сопротивление воздуха, для преодоления которого требуется повышенный расход энергии на тягу поездов. И все эти проблемы нам пришлось решать практически одновременно», — рассказывает Петер Шустер из инженерной компании Ernst Basler + Partner.

Эти раздвижные двери, которые расположены в туннеле через каждые 325 метров, позволяют попасть к многочисленным специальным сбойкам (переходам) между двумя однопутными параллельными туннелями с внутренним диаметром 8,2 метра, из которых и состоит «базисный» Сен-Готтардский скоростной туннель. Такая конструкция была результатом продуманной проектной работы. Перед тем, как был принят окончательный вариант системы аварийной эвакуации пассажиров и персонала, было протестировано пять других опытных образцов и вариантов. «В итоге мы выбрали, может, и не самый красивый и дорогой, но безусловно уникальный вариант», — подчеркивает Петер Шустер.

На перекрестке транспортных путей

История Швейцарии — это во многом именно история покорения перевала Сен-Готтард, отделявшего центральные регионы будущей Конфедерации от экономически и культурно развитых регионов Северной Италии. Кроме того, это было место, где зарождались и развивались технологии горного строительства, столь важные для альпийской страны.

От первого сквозного маршрута через перевал, открытого в 1200 году, до нынешнего почти уже готового скоростного железнодорожного туннеля, введение в строй которого планируется на 2016 год, — целый исторический цикл, в ходе которого Швейцария не только обрела внутреннее единство, но и превратилась в важнейший европейский транспортный узел.

Трасса железнодорожного тоннеля Сен-Готтард

Во время сооружения этого самого длинного (2x57 километров) железнодорожного туннеля в мире ничто не было предоставлено воле случая. «Инженеры кропотливо трудились даже над самыми, казалось бы, незначительными компонентами», — добавляет Шустер. Вместе с другими специалистами-строителями он в начале сентября проинформировал об особенностях этого проекта века в рамках «Дня СМИ» на базе «Швейцарской Ассоциации инженеров-консультантов и строителей» в городе Эрстфельд, что в кантоне Ури.

Одной из первых больших проблем стало определение маршрута прохождения туннеля. «Невозможно просто взять и провести прямую линию между северным и южным порталом туннеля», — разъясняет инженер Фабиана Хенке, также представляющая компанию Ernst Basler + Partner. «Нам пришлось учитывать различные критерии, например, географические и геологические, включая структуру горного массива. Было необходимо проложить еще и специальный технический туннель, по которому бы поступали материалы и оборудование для строительства основных туннелей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Opel Grandland X. Нечто среднее Opel Grandland X. Нечто среднее

Чем Opel Grandland X собирается привлекать покупателей?

4x4 Club
Король коммуникации: 5 книг о том, как правильно говорить и слушать Король коммуникации: 5 книг о том, как правильно говорить и слушать

Эффективная коммуникация — это значительная часть успеха в любом деле

Maxim
5 способов найти применения старым гаджетам: они вам пригодятся 5 способов найти применения старым гаджетам: они вам пригодятся

Мы знаем лучшее применение устаревших гаджетов

Популярная механика
Правильный пирсинг сосков: 11 советов тем, кто решился проколоть грудь Правильный пирсинг сосков: 11 советов тем, кто решился проколоть грудь

Что нужно знать, прежде чем сделать себе пирсинг сосков?

VOICE
Слабое магнитное поле остановило вращение молекул Слабое магнитное поле остановило вращение молекул

Физики исследовали возможность управления исходом дифракции молекул дейтерия

N+1
Куличи Куличи

К этому празднику готовятся заранее. Красят яйца, делают пасхи и пекут куличи

Здоровье
Есть ли жизнь без БАДов Есть ли жизнь без БАДов

О значении БАДов и о том, как улучшить самочувствие без них

СНОБ
Подснежник из прошлого: почему бывшие возвращаются по весне? Подснежник из прошлого: почему бывшие возвращаются по весне?

Почему призраки из прошлого продолжают возвращаться именно весной?

Cosmopolitan
Серендипность: как привлечь удачу? Серендипность: как привлечь удачу?

Способность вытягивать выигрышные билеты можно развить

Psychologies
Проводящая мембрана помогла уменьшить потери углекислого газа при электролизе Проводящая мембрана помогла уменьшить потери углекислого газа при электролизе

Максимальная конверсия углекислого газа достигла 91 процента

N+1
Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам» Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам»

По дороге Нагиев наплел мне, семнадцатилетней дуре, что совершенно свободен

Коллекция. Караван историй
Атака клонов: чем бизнес заменит уходящие из России IT-продукты Атака клонов: чем бизнес заменит уходящие из России IT-продукты

Как компаниям правильно выбирать отечественных поставщиков

Forbes
Привлекательны, высоки ростом и ленивы: 20 неочевидных особенностей умных людей Привлекательны, высоки ростом и ленивы: 20 неочевидных особенностей умных людей

Особенности, которые нередко встречаются у людей с высоким уровнем интеллекта

Вокруг света
Великие генетики спорят о сексе Великие генетики спорят о сексе

Алексей Алексенко продолжает цикл публикаций «Зачем живые любят друг друга»

СНОБ
Вымерший гастерантус вымерший оказался невымершим Вымерший гастерантус вымерший оказался невымершим

Редкое растение переоткрыли почти 40 лет спустя после последней находки

N+1
Как не перекладывать ответственность за свои эмоции на других: 6 шагов Как не перекладывать ответственность за свои эмоции на других: 6 шагов

Как взять под контроль свои эмоции

Psychologies
Преступление и «Казнь»: каким получился дебютный фильм Ладо Кватании Преступление и «Казнь»: каким получился дебютный фильм Ладо Кватании

Почему интересный криминальный триллер «Казнь» не без греха

РБК
Назад, в прошлое: модные приёмы 80-х, которые стоит повторить сегодня Назад, в прошлое: модные приёмы 80-х, которые стоит повторить сегодня

Модные "фишки" 80-х, которые круто выгуливать и сегодня

VOICE
Изменить отношение к бодипозитиву: Мария Федорова о моде plus size и бренде Divno Изменить отношение к бодипозитиву: Мария Федорова о моде plus size и бренде Divno

Основательница бренда Divno — о создании собственного бренда

Forbes
Сати Казанова: «Жизнь рядом со Стефано стала легкой и радостной» Сати Казанова: «Жизнь рядом со Стефано стала легкой и радостной»

Сати Казанова – одна из самых ярких бывших участниц группы «Фабрика»

Лиза
Гормоны стресса: что они делают с нами и можно ли ими управлять Гормоны стресса: что они делают с нами и можно ли ими управлять

Как работают гормоны стресса и как помочь себе пережить сложное время

Psychologies
Совсем не идеальная! 10 ошибок Беллы Хадид, которые мы ни за что не повторим Совсем не идеальная! 10 ошибок Беллы Хадид, которые мы ни за что не повторим

Наш личный топ неудачных выходов Беллы Хадид - учимся на ошибках!

Cosmopolitan
Это опухоль, а это мигрень: как различать 6 видов головной боли Это опухоль, а это мигрень: как различать 6 видов головной боли

Головная боль бывает разной — и обнаружение причины поможет избавиться неё

Psychologies
Эксперимент CDF по измерению массы W-бозона выявил аномалию в семь стандартных отклонений Эксперимент CDF по измерению массы W-бозона выявил аномалию в семь стандартных отклонений

Аномалия в измерении массы W-бозона в столкновении протонов с антипротонами

N+1
Сперматозоиды из стволовых клеток помогли зачать крысят Сперматозоиды из стволовых клеток помогли зачать крысят

Японские ученые вырастили сперматозоиды из эмбриональных клеток крысы

N+1
Раны и уколы: чемпионка рассказала, как сражаются профессиональные фехтовальщики Раны и уколы: чемпионка рассказала, как сражаются профессиональные фехтовальщики

Разбираемся в правилах фехтования

Популярная механика
Плесень и секс Плесень и секс

Алексей Алексенко — о бесстыжих ящерицах и целомудренной плесени

СНОБ
Что такое торможение двигателем и как правильно его применять Что такое торможение двигателем и как правильно его применять

Торможение двигателем — крайне полезный и эффективный приём

РБК
Зачем имитировать голод? Зачем имитировать голод?

Для долголетия нужно жить впроголодь – или голод можно просто «изобразить»?

Здоровье
Самые жесткие схватки роботов: курс на уничтожение Самые жесткие схватки роботов: курс на уничтожение

Железные бойцы режут, пилят, бьют током и пышут огнем на арене

Популярная механика
Открыть в приложении