Туманный Даль: расшифровываем самые непонятные пословицы
Не все пословицы Владимира Даля одинаково понятны. Мы решили растолковать их самостоятельно, и сделали это, как смогли...
В огород летал, конопельку клевал; швырнула бабушка камешком, да мимо
Ездить (летать) в тройке с бубенцами на орловских рысаках в огород (во город) за покупками, новыми впечатлениями, да и просто поглядеть на белокаменные палаты дворян или сажание на кол провинившейся черни — было исконно русским развлечением провинциальных жителей мидл-класса. В воскресные дни города наводнялись приезжими из провинций, возникали заторы на мостовых и проблемы с местом у тротуаров, где можно было поставить свою тройку с бубенцами.
Тройки оставляли где попало, а конопелькой (конной петелькой) назывался узел коновязи, применявшейся при стреноживании четвероногих. У каждого был свой секретный узел, развязать который было непросто. Оставленные без присмотра тройки становились объектом внимания городских воришек, пытавшихся угнать коня, отвинтить бубенцы или колеса, а если не удастся — из вредности просверлить дырку в кованом ободе. «Клевать конопельку» — на воровском жаргоне XV–XIX века означало «пытаться развязать узел коновязи». Бабушками горожане лукаво называли городовых — за сварливость и неспешность. По старинной русской традиции, не забытой и ныне, городовые были в сговоре с воришками и закрывали глаза на их проделки.
Мнение филолога
Лазаренко Галина Петровна, филолог, учитель-методист, лауреат педагогической премии им. Крупской
Эта пословица говорит о бравом молодце, который делает что хочет и на которого нет управы. Использовалась также Пушкиным в произведении «Капитанская дочка»: в этом контексте «конопельку клевал» Емельян Пугачев, «бабушка с камешком» — царица Екатерина.
Малые ребята, косые заплаты, через напыльник повисли, слюни закисли
С давних времен по селам и весям Руси ходили бригады умельцев-мастеров, предлагавших селянам выполнить мелкий ремонт за малую плату — за переночевать, поесть да похмелиться. Поклеить обои в избе, побелить хлев, расточить заросшее очко нужника, врезать фортку в дымоход, как следует застеклить веранду в избе пенькой да лыком — за все брались бродячие народные умельцы, малые неопохмелившиеся ребята, низкорослые печенеги да половцы ближнего зарубежья в неумело заштопанных робах.
За все брались молодцы, да не все спорилось в непутевых руках рвачей: то дымоход наутро перекосится, то побелка через год потемнеет, то очко зря расшатают, то напыльник сорвут, а то слюни, которыми клеили обои, закиснут раньше времени, а мастера сами же в них и запутаются. Строго и неодобрительно смотрели в русских селах на мастеров-неумех, да делать было нечего — не самим же стеклить веранды! Смотрели, ворчали да провожали малых ребят неодобрительными поговорками.