Трудоголики, перфекционисты и невротики. Как менталитет 90-х повлиял на то, что мы все выгорели
Почему «дети 90-х» не умеют отдыхать, работают до нервных срывов и не могут справиться с болезненным перфекционизмом? А главное, при чем тут детские сериалы? Коуч трудоголиков Ольга Полищук рассказывает, почему это поколение успело выгореть уже к 30-ти годам.
Когда вы впервые услышали фразу: «Лучший отдых – это смена деятельности»? Вы тогда уже пошли в школу? А как это случилось: отказывались делать домашку, ленились убирать комнату, хотели посмотреть «Зену — королеву воинов»? Установка про то, что каждую минуту своей жизни мы должны занять чем-то, что приносит ощутимую пользу, а «отдохнем на том свете», засела во многих из нас со школьной скамьи.
Людям, которые повлияли на 30-летних, скорее всего, сейчас от 50 до 70. В зрелом возрасте они переживали 1990-е, где обесценивались функции и привычный профессиональный уклад, и резко наступила эпоха конкурентной экономики. Где «быстро» и «вовремя» стали синонимами успеха и благосостояния. От родителей вы точно слышали истории о том, как учительница стала продавщицей в ларьке, сотрудник НИИ привез первые компьютеры в Россию на сбыт, инженер остался инженером без перспектив и производства. По этой причине в нашем сознании часто есть установки: «Учись и трудись, а то станешь дворником» и «Терпи казак — атаманом будешь». Чей-то папа произносил их с горя и разочарования, а чей-то — будучи довольным собой. Но как бы ни сложились 90-е у ваших родителей, постоянная тоска по упущенному времени, потому что «все нужно делать в нужное время и в нужном месте», в вас есть. И именно она не дает расслабиться.
«Отдых в нашем сознании — это всегда большая форма, фундаментальная»
Когда мы, взрослые, пытаемся пройти тест «диваном» — то есть 15 минут полежать, не делая ничего, даже не смотря в телефон, мы просто не можем этого сделать. Поднимается тревога об упущенном времени.
Со словом «отдых» у большинства ассоциируются выходные и отпуск, но никак не 10 минут на перезагрузку или полчаса времени на себя. Отдых в нашем сознании — это всегда большая форма, фундаментальная. Например, в 2019 году в производственном расписании России 118 выходных и праздничных дней, но размазанные по году, они не заметны для потенциальных отдыхающих. А 3,5 месяца отдыха звучало бы лучше — это целое путешествие в Латинскую Америку, а вот два дня — «ну такое» — съездить в гипермаркет, доделать презентацию на вторник, сходить на бранч с друзьями.
«Запрос клиента «мне не хватает энергии» — второй по частоте в практике любого коуча, терапевта или телесного специалиста»
Кстати, поколение Y (то есть рожденные с 1981 года по 1990 год) — самое путешествующее поколение из всех. Сказалась, конечно, и доступность транспорта, и наличие формальных границ в мире (Z считают, что в мире границ нет, если что). Но если ты спросишь 30-летнего, как он представляет себе отдых — в топ 5 ответов войдут именно путешествия. 1500 км в дороге за неделю по трем странам Европы с трудом можно назвать отдыхом.