Тропой сильного
Три противоречия жизни и творчества Джека Лондона
150 лет назад, 12 января 1876 года, родился Джек Лондон — писатель предельно ясной прозы, проживший жизнь, полную противоречий. Он говорил о равенстве, но прославлял исключительных одиночек, был символом успеха, но разоблачил его пустоту, воспевал физическую силу и выносливость, но истощил самого себя.
Вера в равенство и прославление исключительности
В 1903 году Джек Лондон опубликовал в журнале The Comrade, рупоре Социалистической партии Америки, эссе «Как я стал социалистом». С рабочим движением Лондон был уже семь лет и теперь, получив первую литературную известность, использовал ее, чтобы объяснить, почему его симпатии на стороне социализма.
Траектория его убеждений была простой. Лондон вышел из среды работяг и до того, как открыл в себе литературный талант, брался за любую работу. К труду он относился с почти протестантским благоговением: «Труд — это и оправдание, и спасение. Лениться или увиливать от работы на человека, который мне платит, я считал грехом». Но потом Лондон изучил жизнь рабочих, бродяг и нищих на собственном опыте, осознал порочность капитализма и неизбежность социализма.
Впрочем, гораздо больше внимания Лондон в эссе уделил не социалистическим взглядам, а своей борьбе с индивидуализмом. Верой в личную силу он заболел в юности и собирался прожить жизнь «подобно “белокурой бестии” Ницше, одерживать победы, упиваясь своей силой, своим превосходством». От этих заблуждений, как утверждал писатель, он освободился, приняв социализм — учение, не приветствующее возвышение отдельного человека. Заявление было сделано твердо, но, если присмотреться к творчеству Лондона, поспешно. Отказавшись от индивидуализма как социальной философии, он сохранил его как главную тему своего творчества.
Мир Джека Лондона — это мир одиночек, чаще всего помещенных в равнодушную и потому беспощадную природную среду (реже — в цивилизационную, но от этого не менее равнодушную). Самые запоминающиеся его герои — будь то человек в «Любви к жизни», собака в «Зове предков» или волк в «Белом Клыке» — преодолевают расстояния, испытания, угрозы и находят опору не в солидарности или коллективе, а в собственных силах и навыках выживания. Герои Лондона равны не себе подобным, а трудностям и опасностям, с которыми сталкиваются.
