Триумвират в три тура
Победа «Слуги народа» позволит команде Владимира Зеленского начать полномасштабные реформы
«Слуга народа» с большим отрывом победила на парламентских выборах на Украине, и Владимир Зеленский получил карт-бланш на формирование кабинета и проведение реформ. За счет чего партия повторила успех своего лидера, разбирался РБК.
«Вы в Москве нам завидуете?» — так неожиданно отвечает молодая женщина на вопрос о том, за какую партию отдаст свой голос в воскресенье. У Олеси с мужем свое дело, рассказывает она, поэтому у них есть возможность жить где нравится. Сейчас нравится в Киеве, произносит она с нескрываемой гордостью. «Порошенко был всем уже поперек горла», — объясняет она свое решение голосовать за «Слугу народа».
Согласно предварительным результатам выборов, президентская партия с большим отрывом победила на парламентских выборах на Украине, и Владимир Зеленский получил карт-бланш на формирование правительства и проведение обещанных им реформ.
Третий тур для президента
«В первом туре [президентских выборов] мы их (представителей прежней политической системы. — РБК) положили — нокдаун, во втором добили — нокаут, но все равно эта система держится, и то, как депутаты поступили с инициативами президента, говорит о том, что действующая элита не понимает, что все уже произошло», — рассуждает в беседе с корреспондентом РБК глава штаба «Слуги народа» Александр Корниенко.
Корниенко имеет в виду последовательный саботаж предыдущим составом Рады инициатив нового президента — предложения провести избирательную реформу, принять законопроект об импичменте главы государства и отставки премьера и министров.
Если пришедшая к власти команда начнет делать то, что обещала, некоторым из представителей прежней власти придется «просто уезжать из страны, если успеют до ареста», продолжает он и напоминает предвыборный лозунг Зеленского «Весна придет — сажать будем» и его обещания провести заблокированный Радой закон об импичменте, о снятии неприкосновенности с ее депутатов, а также провести широкую люстрацию (Зеленский предложил распространить действие соответствующего закона, запрещающего отдельным физическим лицам занимать должности в органах государственной власти сроком до десяти лет, на президента, депутатов, министров и других высших чиновников).
Кампания «Слуги народа» во многом копировала президентскую кампанию Зеленского. Партия бросила все силы на работу в интернете — технологи опирались на принцип «третий тур выборов президента», рассказывает собеседник РБК, близкий к предвыборному штабу президентской партии.
Продолжением успешной президентской кампании стали сатирические видеоролики, высмеивающие прежнюю политическую систему. Например, студия «Квартал 95» выпустила ролик с персонажем из сериала «Слуга народа», коррумпированным премьером Украины Юрием Чуйко, который баллотируется в Раду. Недовольство украинскими политиками, накопленное за 28 лет и окончательно оформившееся за последние пять лет президентства Порошенко, сделало свое дело — народ хочет радикальных перемен, объясняет украинский политолог Сергей Гайдай: «И для этого теперь не нужно идти на Майдан и митинги — надо идти на избирательные участки».
По сути, главным агитатором партии стал сам Зеленский, теперь уже в роли вступившего в права президента Василия Голобородько — главного героя сделавшего его известным сериала. «Зеленский записал видеообращение с призывом к люстрации, продолжил общаться с украинцами через YouTube», — перечисляет успешные решения штаба собеседник, близкий к управлению кампанией.
С первого тура президентских выборов рейтинг «Слуги народа» неизменно рос (в марте он достигал 20%), незначительно опустившись только на пару недель в начале июня, отмечает директор украинской социологической группы «Рейтинг» Алексей Антипович.
В конце мая Зеленский на церемонии инаугурации объявил о роспуске парламента — и социологи зафиксировали резкий рост рейтинга «Слуги народа» до 47–48%. Когда он приступил к выполнению обязанностей президента и на какое-то время исчез из поля зрения избирателей, рейтинг его партии пошел вниз и опустился к концу июня до 42%. Но в начале июля, напоминает Антипович, Зеленский и «Слуга народа» активно включились в предвыборную кампанию: президент стал ездить по регионам, где занялся «наведением порядка с чиновниками» в стиле Александра Лукашенко, причем в довольно жесткой и порой даже неинтеллигентной манере. Это понравилось избирателю — и рейтинг «Слуги народа» начал вновь расти, достигнув 49,5% к концу кампании, говорит социолог.