«Триумф Моргенштерна»: как независимые артисты окончательно вытеснили музыкальные лейблы в России
Еще недавно успех артиста определяло попадание на радиостанции и главные телеканалы страны, признание гарантировали музыкальные премии, а доходы — продажи альбомов. Сегодня же миллионы зарабатывают те, кто пробился в чарты стриминговых платформ. Преподаватель НИУ ВШЭ, основатель коммуникационного агентства Ablab.pro Анастасия Бурмистрова рассказывает, почему на смену идеальной инфраструктуры лейблов пришли независимые артисты.
Уход Тимати из Black Star, запуск Sportify и TuneCore в России, развал главных музыкальных лейблов и революция в продвижении треков с помощью TikTok: все эти новости — только верхушка айсберга в информационном поле музыкальный индустрии России. Еще недавно успех артиста определяло попадание на радиостанции и главные телеканалы страны, признание гарантировали музыкальные премии, а доходы — продажи альбомов. Сегодня все тренды буквально отзеркалились — радийные треки не означают любовь фанатов, а миллионы зарабатывают те, кто пробился в чарты VK, Apply Music, Яндекс.Музыка и на другие стриминговые платформы.
А рынок музыки тем временем продолжает расти. По итогам 2019 года объем российского музыкального рынка вырос на 16,4%, достигнув значения в $694 млн., а объем рынка музыкальных записей составил $156 млн согласно исследованию PwC. Выручку музыкального рынка в России составляют концерты, онлайн-выступления, доход со стриминговых сервисов, рекламные контракты и социальные сети. Например, доход российского рэпера Алишера Моргенштерна, по оценке Forbes, составляет более 100 млн рублей в год, а артистка Юлия Зиверт зарабатывает более 200 млн рублей в год. На смену идеальной инфраструктуры лейблов пришли независимые артисты. Как это произошло и какие последствия принесло?
Курс на искренность и уникальность
Продюсеры, артисты и создатели лейблов рассказали Forbes Life, какие тенденции в музыкальной индустрии сегодня приводят к вытеснению лейблов независимыми артистами. Общее мнение: искренность и доверие аудитории — важные критерии успеха. Но чтобы завоевать и сохранить доверие, важно показывать реальную жизнь, а не только глянцевые картинки. Уникальность артиста очень ценится, в отличие от созданного лейблом образа и репертуара, который часто не вызывает отклика у слушателей. Сегодня артисты — равно их творчество, они самостоятельно создают музыку и тексты, вкладывая личные мысли и переживания.
«Лейбл необходим человеку, который хочет стать популярным ради популярности. Но таких артистов сегодня не ценят. Аудитории важна новизна, уникальный стиль и трансляция искренних идей и мыслей», — отмечает независимый музыкальный дуэт Rauf & Faik.
Богдан Леонович, продюсер Zivert подчеркнул: «Самый главный тренд, который будет актуальным всегда, — это правда». Действительно, в эпоху интернета на плаву держится тот, кто готов показать себя таким, какой есть на самом деле. «Возьмем того же Моргенштерна. Мне не близки его идеи, но я абсолютно четко вижу, что он с этим максимально сочетаем, это и есть он. Это некий Джокер в нашей музыкальной индустрии, мне интересно за этим наблюдать, и это органично, что важно. Zivert тоже смогли достучаться до сердец, потому что мы транслируем правду и искренность. То, о чем Zivert говорит в песнях, отражает ее нутро и ее личность. Именно поэтому ей верят и идут за ней. Для нас важнее всего было добиться уважения к ее персоне, ведь обычно женщин в шоу-бизнесе воспринимают через определенную призму. И у нас это получилось», — сказал Богдан Леонович.
Можно сказать, что лейблы создают артиста практически по инструкции — от одежды до публичного поведения. «Лейблы не ориентируются на интересы общества, они пытаются навязать свои вкусовые стереотипы, чего люди не хотят», — отметил российский музыкальный продюсер Иосиф Пригожин.
Именно поэтому мы наблюдаем, как многие артисты выходят из лейблов, чтобы находить свою аудиторию и уникальный стиль. Bahh Tee, артист и основатель лейбла Zhara Music, поделился своим мнением: «Артисты пытаются быть независимыми. Сегодня они могут самостоятельно доставлять песни на площадки, с помощью соцсетей продумывать промо-кампании, которые зачастую работают лучше, чем продвижение профессиональной команды лейблов. Это неудивительно. Большой артист, как правило, умеет работать с аудиторией».
Сегодня время шаблонов уходит в прошлое, чем необычнее артист и его музыка, тем больший интерес аудитории он привлекает. Современные технологии и развитие интернета дает людям возможность выбирать, что слушать. «Например, Иван Дорн перевернул музыкальный рынок, ровно как Петр I прорубил окно в Европу. Мы ушли от рамок и стало появляться больше интересной музыки и самобытных персонажей на сцене», — заметил продюсер Богдан Леонович.
Новые веяния в музыкальной индустрии коснулись не только артистов. Изменилась также роль продюсера. В устоявшемся понимании продюсер — человек, который либо финансирует музыкальный проект, либо отвечает за создание музыки. Но это не так. На сегодняшний день, чтобы создать сильный музыкальный проект, продюсеру недостаточно просто быть спонсором. Важно генерировать идеи, понимать артиста, находить в нем стержень для определения уникального имиджа и репертуара. Продюсер должен активно взаимодействовать с артистом, участвовать практически во всех творческих процессах, от поиска идеального сценария клипа до организации концертов.
Rauf & Faik поделились представлениями об идеальном продюсере: «Это человек, с которым артист максимально взаимодействует. Обязательно должно быть взаимопонимание, слаженная командная работа с учетом потребностей и видения друг друга. Такой продюсер находит крутых людей, интересные площадки и вкладывает много усилий для организации хорошего концерта или тура».