«Три тысячи лет желаний» с Тильдой Суинтон и Идрисом Эльбой — завораживающая сказка о природе сказок. И главная лавстори этого года
В прокате "Три тысячи лет желаний" с Идрисом Эльбой и Тильдой Суинтон — неожиданно трепетный и чувственный фильм от режиссера "Безумного Макса" Джорджа Миллера. Он понравится и тем, кто скучает по голливудским блокбастерам со звездами; и тем, кто следит за кино с Каннского фестиваля; и тем, кто любит старомодные истории о возвышенной, но пылкой любви. Но в первую очередь — тем, кому интересны, дороги и важны сами законы драматургии.
За четверть века до того, как снять "Три тысячи лет желаний", Джордж Миллер — режиссер яростного "Безумного Макса", смешливых "Иствикских ведьм" и солнечного мультфильма "Делай ноги" — сочинил документальное кино с очень похожим названием: "Сорок тысяч лет сновидений". Это видеоэссе 1997-го года — попытка разобраться в феномене австралийского кинематографа, одинаково преданного и британским стандартам производства, и дикому духу своего континента. Один из выводов Миллера в фильме — в том, что и он, и его соотечественники бессознательно следовали правилам пресловутого мономифа. То есть черпали свои сюжеты из омута коллективной памяти всего человечества, из самой вечности — даже если это были сюжеты про Австралию после ядерной войны.
Дорожный патрульный Макс Рокатански, теряющий из-за бандитов сперва лучшего друга, а затем и жену с сыном, превращается из осторожного обывателя в неуязвимого мстителя — Безумного Макса. Первая часть постапокалиптической саги заканчивается тем, что герой отправляется в долгое странствие — то есть вляпывается в один из четырех базовых сюжетов, неразрывно связанных с мономифом. Во второй серии "Безумного Макса" персонажу Мэла Гибсона предстоит принять участие в штурме и обороне крепости, еще одном фундаментальном сюжете. Поселение рыцарей и ученых в светлых одеждах — последних хранителей цивилизации в постъядерном мире — штурмуют одичалые бандиты и насильники, строго соблюдающие дресс-код "все черное и немного BDSM". Герой выбирает сторону света, побеждает зло и переходит в третью часть саги. В ней ему дважды предложат статус живого Бога — сперва в городе гладиаторов, а потом в коммуне диких детей. Но Макс отказывается, совершая символическое самоубийство Бога — третий из четырех сюжетов Борхеса. Единственная невозможная для Макса Рокатански универсальная история — возвращение домой, потому что дома и семьи он лишился еще в первой части. Но и этот сюжет обыгрывается в фильме “Безумный Макс: Дорога ярости” —