Thomas Mraz: «Хочу быть первым артистом, который выступит на другой планете»
16–18 августа в Нижнем Новгороде пройдет фестиваль Alfa Future People, в котором примет участие музыкант Thomas Mraz. Мы поговорили с Алмасом о том, как Уфа стала центром хип-хопа, зачем артисту нужна команда и как Земля превратится в одно единое государство.
Ты считаешь себя рэпером?
Я точно делаю что-то связанное с рэпом, но также мне близок R'n'B и фолковая музыка, какие-то шаманские напевы.
Как изменилась твоя музыка, если сравнить Hangover и May 13?
В Hangover я будто бы больше получаю удовольствия от процесса, нежели когда я интуитивно что-то пишу, как в May 13. Но в принципе ничего не поменялось.
Может быть, поменялось отношение к себе?
Конечно, я стал опытнее к моменту выхода Hangover, но мне обычно хочется экспериментировать, а не работать в рамках уже проверенной схемы. Любой из альбомов – для меня всегда эксперимент. Когда я начинаю работать над пластинкой, даже не представляю, что будет в конечном варианте. Я просто пишу музыку, а затем мы с командой складываем песни, которые нарабатываются за несколько лет, и я пытаюсь проследить в них какую-то концепцию, а она всегда определенно есть. Иногда ты берешь несколько частей из разных треков, соединяешь их, а потом сам удивляешься, что в них есть связь.
Сколько тебе было лет, когда ты написал свой первый трек
Мне было 13. Часть этого трека есть в песне «Миллион».
Ого, она не очень позитивная для 13-летнего парня.
Не знаю, наверное. Но там используется та часть, где я читаю «мои строки словно полки моего ума», что-то олдскульное.
Почему именно в 13 ты начал заниматься музыкой?
Я познакомился с ребятами, которые увлекались рэп-музыкой, они были моими соседями. Очень необычными. Некоторые были даже связаны с криминалом, а кто-то уже на тот момент был коммерческими рэперами, которые писали за деньги саундтреки, даже для рекламы колбасы. Это была детская дичь. Меня привели к одному чуваку с района, когда мне было 13 лет. Мне говорят: «Он может сделать тебе альбом». Сказали, что он за каждую песню давал полтора рубля. Я на тот момент подумал, что это рубль и 50 копеек, и мы как-то не нашли общий язык. Я решил, что не стану рэпером и на какое-то время забросил эту тему. Но она ко мне вернулась, когда мне было 19 лет. В 2012 году, еще в Уфе, я увлекался фристайлом, тусовался на улице с ребятами каждые выходные. Меня заметили и позвали попробовать записаться.
Это было твое первое творческое объединение?
Да. Dopeclvb.
Но в итоге ты ушел из Dopeclvb. Почему?
Не знаю, чувствовал себя не в своей тарелке. Долгое время не мог понять, что не так, не мог донести свое мнение ребятам.
А кто был в это время в команде?
Был Федя (i61), Basic Boy, Glebasta Spal, Golden Phill и Fvckfish.
Сейчас Уфа превратилась в какой-то центр хип-хопа и рэпа. С чем это связано?
Я, конечно, не могу судить наверняка, но мне кажется, что это по-своему связано с Dopeclvb, потому что, если не брать ДДТ, Земфиру (с Земфирой я, кстати, учился в лицее «Содружество»; моя учительница по физике была классным руководителем Земфиры) и других талантов из Уфы, а рэперов, то Dopeclvb был самым первым успешным рэп-объединением в России. Оно появилось раньше, чем Pharaoh, чем Скриптонит. Мы самые первые на этой волне были, и, мне кажется, это был своеобразный шок для всех. Мы начали стрелять, жестко стрелять и стали известными. А у нас всего лишь были интернет и правильная стратегия.