Ателье / Сэвил-роу
Под покровительством короны
В конце 2016 года лондонская администрация выпустила долгожданный документ о наделении Сэвил-роу особым статусом. The Rake вспоминает самые значимые события в истории портновской улицы.
Портные не были первыми, кто работал на Сэвил-роу. Как гласит распространенная байка, они выжили квартировавших там прежде врачей. Когда улица в конце XVIII века была «медицинской», профессия портного считалась далекой от респектабельности. А потому, когда ателье стали занимать все больше помещений, хирурги один за другим начали разъезжаться, боясь непрестижного соседства — хоть аккуратные швы и были жизненно важны для обеих профессий. Но прошло полвека, и портные королевской семьи стали не менее уважаемы, чем ее врачи.
Бо Браммелл, главный модник эпохи регентства и один из создателей дендистского стиля в одежде, стал патроном местных ремесленников уже в 1800-х годах, — но его покровительство никому не помогло сохранить имена в истории. Упоминаний о первых ателье Сэвил-роу вообще осталось мало — сегодня обычно говорят о Henry Poole, хотя оно появилось на улице почти через четыре десятка лет после того, как ее облюбовали портные.
Пусть ателье Пула и не было первым на Сэвил-роу, но из существующих сегодня оно старейшее. В дом номер 15 оно переселилось в 1846 году и тогда же получило сегодняшнее название. В 1860-м в нем изобрели первый смокинг, а к концу века Henry Poole обшивали монархов почти двух десятков стран, включая три поколения династии Романовых. Есть версия, что это же ателье имеет отношение к происхождению японского слова «себиро». Один из клиентов вернулся на родину, и японизированное произношение «Сэвил-роу» укоренилось там как название для делового костюма. К концу XIX века на Сэвил-роу работали ателье Gieves, Hawkes (сегодня Gieves & Hawkes), Huntsman, Davies & Son, J. Dege & Sons (сегодня Dege & Skinner), Norton & Sons, A. H. Kilgour (сегодня Kilgour) и другие.