Тернистый путь: почему «честный бизнес» актрисы Джессики Альбы на подгузниках и салфетках не взлетел
Голливудская актриса Джессика Альба, попавшая в рейтинг Forbes, после череды судебных исков и сокращения финансирования все же вывела свой бизнес по производству салфеток и подгузников на IPO. Почему аналитики предостерегают от покупки акций бренда?
Компания Джессики Альбы The Honest Company дебютировала на бирже Nasdaq. Перед закрытием акции торговались по цене в $23 за бумагу, при первоначальной цене размещения в $16.
История этого бизнеса началась в 2008 году, когда беременная Альба не сумела найти натуральные и экологически чистые детские товары по разумной цене. У нее возникла мысль о создании бренда «чистых и натуральных» продуктов, который предлагал бы десятки наименований, включая подгузники для младенцев, моющие средства и влажные салфетки. Родившийся тогда бизнес инвесторы сегодня оценивают в $1,45 млрд.
«В нашей компании приоритет отдается прозрачности, доверию и устойчивости развития во всем, что мы делаем», ― говорится в проспекте фирмы для IPO, направленном в Комиссию по ценным бумагам и биржам в апреле. Но почти не упоминается то, насколько сложным оказался путь The Honest Company к фондовому рынку: на нем были и судебные иски о вводящей в заблуждение рекламе и вредных продуктах, и неоднократная смена руководства, и сокращение финансирования. В документах компании указано, что в прошлом году продажи выросли на 28% — с $236 млн до $300 млн. Но примерно на те же суммы компания продавала еще пять лет назад.
Оценка бизнеса The Honest Company в ходе IPO в конечном счете оказалась ниже показателя 2015 года, когда компанию в ходе раунда на $100 млн оценили в $1,7 млрд. Между тем индекс S&P 500 за то же время вырос вдвое, а акции конкурентов Альбы, Unilever и Estée Lauder, подорожали на 30% и 246% соответственно. Бизнес, который некогда был резвым «единорогом» и который обеспечил Альбе место в рейтинге богатейших селф-мейд предпринимательниц США 2016 года по версии Forbes, по сути, стагнирует, пока конкуренты активно развиваются.
С 2017 года компания под руководством совета директоров, включающего Альбу, сократила численность персонала, избавилась от некоторых наименований в ассортименте, переработала состав 90% своих продуктов и, чтобы улучшить положение, отошла от приоритетности поставок напрямую к потребителю. Перемены в стратегии помогли The Honest Company увеличить валовую прибыль. Но маловероятно, что бизнес, который в 2019-м потерял $31 млн, а в прошлом году — $14,5 млн, когда-либо был прибыльным. И остается неясным, многие ли выиграют от выхода The Honest Company на фондовый рынок.
Даже если бы компанию оценили по верхнему диапазону в $1,5 млрд, доля Альбы в 6% (включая опционы) стоила бы немногим меньше $100 млн. Это гораздо меньше той оценки, в которую состояние актрисы было оценено в 2016 году для рейтинга предпринимательниц: тогда Forbes оценил долю Альбы в $340 млн.
Что касается инвесторов The Honest Company, то большинство по итогам IPO окажутся в плюсе, ― независимо от того, инвестировали ли они в компанию на ранних стадиях скромными суммами от $100 млн до 2014 года или вкладывали суммы в размере до $860 млн в раунде финансирования 2017 года.
К примеру, венчурный фонд Institutional Venture Partners (IVP) из Кремниевой долины, по данным PitchBook, инвестировал в компанию в 2011 году и с тех пор провел еще с десяток подобных раундов, в том числе в 2015-м, когда оценка The Honest Company на пике достигала $1,7 млрд. Представитель венчурной компании заявил, что The Honest Company станет для IVP пятым вышедшим на биржу стартапом в текущем году. Для тех же, кто вложился в бизнес Альбы уже после 2015 года, например, для инвестиционной компании AllianceBernstein, успешным биржевой дебют окажется только при впечатляющем скачке акций. В The Honest Company это никак не комментируют, ссылаясь на период тишины в преддверии начала торгов.
«Работа в компании была отличным уроком, чем-то вроде запуска ракеты, ― рассказывает бывший топ-менеджер The Honest Company, работавший в компании на пике ее стоимости. ― Но потом в какой-то момент топливо заканчивается. И вы либо в открытом космосе, либо падаете вниз. Я бы ставил на то, что их акции упадут».
Ракета, которая не взлетела
История The Honest Company началась в 2008 году. Тогда Джессика Альба столкнулась с сыпью из-за стирального порошка, который она использовала после рождения своего первенца. В детстве актриса страдала хронической астмой, поэтому решила найти более безопасные и натуральные продукты, но поиски продвигались с большим трудом. «Я понимала, что мои потребности современного человека не может удовлетворить ни один производитель, ― делилась она с Forbes в 2015-м. ― Я, как и все остальные, люблю красивое оформление. Но товар, разумеется, должен быть безопасным, и он не должен отпускаться по премиальной цене».