Техника для гипноза, галлюцинаций и сна: что такое "мозговые машины"
Представьте себе картину, хорошо знакомую по кинематографу: гипнотизер вводит пациента в состояние транса, удерживая перед его глазами маятник на тонкой нити. Гипноз – малоизученное явление; если одни не сомневаются в необходимости его применения, то другие считают его шарлатанством и не более. Как ни странно, в 1960-х годах появился целый ряд электроприборов, призванных вводить пациента в состояние либо сна, либо транса, – так называемых «мозговых машин».
18 июля 1961 года молодой специалист по электронике, британец Йен Соммервиль, получил патент за номером P.V.868,281 на аппарат под названием «Процедура и устройство для генерирования художественных галлюцинаций». Казалось бы, странное название, отдающее шарлатанством, на какие только безумные приборы не выдают патенты — но у изобретения Соммервиля была весьма занимательная история, а впоследствии «машина сновидений» получила целый ряд продолжений, в том числе применяемых в официальной медицине. Вдохновителем Соммервиля и в определенной мере заказчиком прибора стал знаменитый писатель Уильям Берроуз, к тому времени уже прославившийся первым из своих битнических романов «Голый завтрак» и убийством жены во время игры в Вильгельма Телля. Самому Берроузу идею «машины сновидений» подсказал его друг, художник-сюрреалист Брайон Гайсин.
Машина представляла собой обыкновенный, в общем-то, стробоскоп, причем изготовляемый практически на коленке. Основой его был стандартный проигрыватель-электрофон, вращающийся со скоростью 78 об/мин. На него устанавливался полый цилиндр из плотного картона высотой 81,28 см, в котором были в определенном порядке проделаны отверстия нескольких стандартных конфигураций. Внутри цилиндра на высоте примерно 27 см размещался источник света — и все.
Первую машину испытывали трое упомянутых — Соммервиль, Берроуз и Гайсин. Впоследствии они усложнили машину: Гайсин расписывал внутреннюю сторону цилиндра различными образами. Чего добивались битники? Осознанных галлюцинаций. Берроуз, к тому времени прошедший курс лечения от наркотической зависимости, совершенно не хотел снова подсаживаться на таблетки (хотя порой не брезговал и ими) и искал механического и безопасного для здоровья способа вводить себя в состояние измененного сознания.
Каков же реальный эффект «машины сновидений»? При вращении цилиндра свет, на который смотрит испытуемый (к слову, можно сидеть перед машиной и с закрытыми глазами), имеет частоту мерцания порядка 9−13 Гц. Подобное световое воздействие действительно может вызвать у человека галлюцинации, в основном абстрактные, свето-цветовые. Причем на реальное воздействие машины накладывается эффект самовнушения: пользователь действительно хочет попасть в мир грез, применяя прибор, и бессознательно трансформирует абстрактные образы в конкретные — как на кляксах психологического теста Роршаха.