Технопарад
Компьютеры: Экран не нужен
Стартап Sightful представил концепт ноутбука Spacetop G1 с радикально новым дизайном. В устройстве вовсе нет экрана – его роль должны сыграть очки дополненной реальности (AR), создавая для пользователя виртуальный аналог дисплея с большой диагональю – или сразу нескольких. Ожидаемая стоимость гаджета составит 1900 долл., хотя его реальные характеристики не слишком впечатляют.
Очки для Spacetop G1 проектируются совместно с компанией Xreal, которая специализируется на подобных разработках. Ее прежние устройства показывали неплохие характеристики, хотя и критиковались за низкий уровень AR. Эксперты сравнивали их скорее с обычным дисплеем, нежели с системой, которая непрерывно адаптируется под текущую обстановку. Однако для ноутбука этого и не требуется: очки будут подключаться к нему проводом, заменяя дисплей большого размера, невозможный у портативного устройства. С другой стороны, ноутбук не сможет использовать полноценные операционные системы, такие как Windows или MacOS, и будет ограничен специальной версией мобильной ОС Android, так что по характеру взаимодействия с пользователем, файлами и данными устройство все равно останется ближе к планшету, чем к полноценному компьютеру.
Энергетика: Бывший двигатель
Дизельно-бензиновый Wartsila 31 попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый эффективный 4-тактовый корабельный двигатель. В зависимости от версии мощность его достигает 4,6 или 10,4 МВт (8 или 16 цилиндров соответственно), причем в каждый цилиндр легко поместится человек; длина машины достигает 8,7 м, высота – 4,7 м. А не так давно разработчики превратили ее в электрогенератор, способный работать на «чистом» топливе, включая природный газ, водород или их смесь. Wartsila 31SG-H2 предназначен для интеграции в энергосети с большим вкладом ветряных или солнечных станций, главной проблемой которых остается нестабильный уровень генерации. При падении ее ниже определенного уровня огромный Wartsila 31SGH2 запустится за какие-то полминуты, восполняя нехватку электричества. Генератор уже проходит сертификацию на родине, в Финляндии, и должен быть готов к выходу на рынок не позднее 2026 года.
Космонавтика: Пульсы Марса
При существующих технологиях полеты на Марс довольно долгие: путь туда и обратно занимает почти два года. Поэтому NASA продолжает инвестировать в разработку двигателей на новых принципах. Недавно агентство вложило еще 725 тыс. долл. в стартап Howe Industries, который проектирует ракету с импульсным плазменным двигателем. Такая система превращает рабочее тело в очень горячую плазму за счет электрических разрядов и ускоряет ее в электромагнитном поле. Теоретически подобный двигатель сможет выдавать импульсы силой до 100 кН и длительностью до 5000 с, позволяя набрать скорость более 160 тыс. км/ч и слетать на Красную планету и обратно всего за пару месяцев.
Астрофизика: Проблемы роста
Ученые полагают, что сверхмассивные черные дыры находятся в центрах активных галактик, включая самые древние, которые удается наблюдать. Они выглядят как квазары – яркие точки, которыми кажутся бурные окрестности таких черных дыр на расстояниях вплоть до 13 млрд световых лет и далее. И это проблема: до сих пор неясно, как они умудрились так разрастись уже в ранней Вселенной, – теоретически на это требуется не один миллиард лет. Согласно одной гипотезе, в то далекое время они увеличивали массу не постепенно, а в череде слияний друг с другом. Однако до сих пор увидеть подобный процесс не получалось. Первое слияние галактик, произошедшее всего через 900 млн лет после Большого взрыва, было обнаружено лишь недавно благодаря наблюдениям телескопов Gemini North, Subaru (на фотографии) и ALMA. Астрономам удалось даже различить пару отдельных квазаров массой около 100 тыс. солнц, разделенных дистанцией порядка 40 тыс. световых лет. Возможно, это только начало, и версия ранних слияний получит новые подтверждения.
Электрохимия: Ледяной заряд
Ha недавней выставке американского Агентства перспективных исследований в энергетике (ARPA-E) большое внимание привлекли батарейки, лежавшие в крайне холодном сухом льду. Так калифорнийская компания South 8 Technologies демонстрировала, что их аккумуляторы сохраняют работоспособность при температуре до –80 °C и даже ниже, хотя стандартные литий-ионные начинают сдавать уже при нуле и практически останавливаются при –20 °C, когда электролит в них замерзает. В новой же батарейке используется электролит на основе фтор органики с очень низкой точкой кипения. При обычных условиях он находится в форме сжиженного газа и становится жидкостью при температуре намного ниже нуля. По данным разработчиков, такой электролит сохраняет все свои свойства при охлаждении вплоть до –40 °C, начиная медленно терять их лишь при более сильном морозе.
Электрохимия: Польза катастрофы
Считается, что Луна появилась около 4,3 млрд лет назад в результате столкновения Земли с небесным телом примерно втрое меньше нее. Без этого у нашей планеты не было бы крупного естественного спутника, который стабилизирует ее вращение и климат, тем самым помогая развитию жизни. Но похоже, это еще не вся польза от давней катастрофы. Новая работа геологов из Калифорнийского технологического института связывает удар со стартом медленных движений блоков земной коры, тектоники плит. На такой сценарий указывает, например, анализ древнейших минералов, с помощью которого удалось датировать начало тектоники – через пару сотен миллионов лет после гипотетического столкновения. Подтвердило его и моделирование, проведенное американскими учеными. Оно показало, что удар мог изменить давление и температуру на границе коры и мантии, вызвав появление масштабных восходящих потоков магмы, плюмов, которые до сих пор служат главной движущей силой тектоники плит.
Личный транспорт: Полный газ
Новинка от швейцарского стартапа HydroRide Europe – электробайки без аккумуляторов: эту функцию в линейке HYRYD выполняют водородные топливные элементы. При мощности двигателя 180 Вт одного 25-сантиметрового баллончика с газом хватит на 60 км поездки со скоростью до 23 км/ч. А на случай, если потребуется больший запас хода, в багажнике легко разместить контейнер с канистрами – замена займет всего за пару минут. В отличие от обычных велосипедов с электрическим приводом HYRYD подойдет даже для долгих путешествий: вместе с ним можно приобрести портативный генератор, вырабатывающий водород из обычной воды (пока он питается от сети, но в будущем должна появиться и версия, адаптированная для использования с солнечной батареей). В продажу уже поступили две спортивные модели HYRYD и одна (на иллюстрации) складная, для города. Если компании удастся получить дополнительные инвестиции, в крупнейших городах Европы может появиться сеть зарядных станций, где велосипедисты в любой момент смогут заменить использованный баллон на новый.