Инновационная система, способная обеспечить стабильную работу транспорта

ТехИнсайдерHi-Tech

Сеть судного дня

Текст: Александр Грек

В мире, где спутники могут быть ослеплены солнечной вспышкой, а сотовые сети отключены одним нажатием, вопросы навигации, связи и управления становятся не просто техническими – они приобретают стратегическое значение. Именно в таких условиях рождается ZALA «ГЕОКОСМОС» – инновационная система, способная обеспечить стабильную работу транспорта, беспилотников и судов даже в полной технологической изоляции.

1942 год, Атлантический океан

Капитан эсминца, пробираясь сквозь туман и шторм, не смотрит на звезды – он слушает. В наушниках трещит сигнал LORAN – первой массовой радионавигационной системы, превращающей эфир в карту. Так началась революция, которая за 80 лет подарила нам умные города, роботов-курьеров и навигатор в смартфоне.

Система LORAN была создана в 1940-е – в то время корабли еще терялись в океане, а бомбардировщики промахивались на километры. Принцип ее работы был прост: наземные станции излучали синхронизированные импульсы. По задержке их приема можно было определить положение судна с точностью до 500 м – фантастика в эпоху секстантов. Система стала «невидимым штурманом» Второй мировой: например, в 1944 году B-29 использовали ее для ударов по Японии, сократив ошибки с 15 км до 300 м.

После войны в Арктике заработал советский аналог LORAN – система «Чайка» (полярники прозвали ее так из-за характерного звука сигнала), позволяющая определять координаты самолетов и кораблей с точностью от 50 до 100 м.

ZALA «ГЕОКОСМОС» – опутывающая Россию сеть наземных станций, соединенных оптоволокном. Сердце системы – программно-определяемые приемопередатчики. Каждая станция способна излучать и принимать любые сигналы, меняя только программный код.

Для того чтобы покрыть всю территорию страны, потребуется 12 тыс. станций. В систему закладывается двойная избыточность: две станции способны обеспечивать связь и навигацию на расстоянии 100 км друг от друга.

Звездные войны

Но станции LORAN покрывали лишь 30% планеты. Когда СССР в 1957 году запустил «Спутник-1», ученые, отслеживая его сигнал, обнаружили эффект Доплера: частота радиоволн менялась в зависимости от расстояния до объекта. Это натолкнуло физиков на гениальную идею: если по наземным сигналам удается вычислять орбиту спутника, то по космическим сигналам можно определить координаты приемника на Земле. Так в 1964 году родился проект Transit – первая в мире спутниковая навигационная система. Сегодня такие системы (GPS, BeiDou, ГЛОНАСС) обеспечивают точность позиционирования до 30 см для военных (с зашифрованным каналом PPS) и до 3–5 м для гражданских. Но кроме преимуществ у подобных сетей есть и недостатки: спутники уязвимы к космической погоде (вспышка на Солнце в 2022 году «ослепила» GPS на час), подвержены глушению (джаммингу) и подмене координат (спуфингу). Поэтому в мире сохраняются и наземные системы радионавигации, такие как eLORAN и «Чайка».

Новый век

Мир будущего будет построен не на угле, нефти, стали, бетоне и животноводстве, а на фотонах, электронах, ДНК, молекулах и кубитах. Предполагается, что в ближайшие десятилетия в глобальных отраслях затраты снизятся в 10 и более раз, производство станет в 10 раз эффективнее, будет потреблять на 90% меньше ресурсов и давать в 100 раз меньше отходов, а роботы заменят людей во всех основных секторах мировой экономики. В военном деле все описанные процессы идут еще быстрее: в этой области на кон поставлено существование государства. И «кровь» такой экономики будущего – навигация и сверхскоростная передача данных. Уберите их, и человечество сразу откатится на пару веков в прошлое. Это краеугольные технологии безопасности страны, и они сейчас уязвимы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении