Император* железных дорог

* На финальном судебном заседании Лю Чжицзюнь, бывший министр железнодорожного транспорта КНР, не смог сдержать слез. В своем последнем слове исключенный из Компартии Китая чиновник просил прощения за то, что отклонился от своей цели – модернизации железнодорожной системы и достижения «китайской мечты», определенной новым лидером страны Си Цзиньпином. За коррупцию и использование служебного положения в личных целях суд приговорил Лю Чжицзюня к высшей мере наказания – расстрелу.
Квартиры и любовницы
Двенадцать лет назад за этой историей следил весь мир. Одни западные китаисты писали о том, насколько прогнила верхушка КНР. Другие утверждали, что доказательства вовлеченности Чжицзюня в коррупционные схемы сомнительны и все происходящее – популизм и показная чистка рядов.
И действительно, по данным государственной газеты Китая Global Times (если в них не сомневаться), в ходе следствия, длившегося с 2011 по 2013 год, у Чжицзюня обнаружили 16 автомобилей и более 350 квартир. Кроме того, как сообщало издание, он имел 18 любовниц, «включая актрис, медсестер и проводниц поездов».
Однако именно в то время, когда Чжицзюнь возглавлял Министерство железных дорог Китая, страна сделала технологический рывок, разогнав свои поезда со 160–200 км/ч до 350 и выше.
Эпоха Чжицзюня
В железнодорожное ведомство Китая Лю Чжицзюнь пришел в 1970-х, начав карьеру с должности рядового служащего. В 2003 году, возглавив министерство, он начал проводить в жизнь принцип «скачкообразного развития». На практике это означало, что сроки проектов сжимались до предела, а масштабы задач по строительству новых линий и увеличению скорости поездов постоянно росли.
При этом Лю правил, как император, и не терпел критики. Инженеров, выступавших против слишком агрессивных графиков или завышенных проектных скоростей транспорта, отстраняли от работы.
Если очередную железнодорожную линию надо было запустить к какому-нибудь юбилею, министр без колебаний сокращал объемы необходимых проверок, жертвуя безопасностью. Такая политика в итоге привела к трагедии: вскоре после ареста Лю Чжицзюня случилась резонансная катастрофа в Вэньчжоу.