Аккумуляторная независимость
Если литий-ионные аккумуляторы вдруг исчезнут, то пропадет мобильная связь, остановятся электромобили и не смогут взлететь дроны, закроется множество перспективных проектов. TI решил расспросить экспертов о том, какова сейчас ситуация с литием в России.
В России есть несколько компаний, производящих аккумуляторы, но работают они на импортном сырье, в основном китайском. До недавнего времени у нас не было ни своего лития, ни высокочистых солей, ни катодного материала. Сегодня страна стремится к независимости в этой области, и решением проблемы занимается много компаний. Одной из самой перспективных выглядит связка «Норникеля» с «Росатомом», цель которой – локализовать производство литий-ионных аккумуляторов в России на всех этапах, от сырья до готовых изделий.
Свои батареи: Литий
Россия занимает третье место в мире по запасам ценного металла, но уже давно не добывает сырье. А между тем существует несколько способов его добычи. При гидроминеральном способе минерализованные подземные воды закачиваются в специальные бассейны, а затем выпариваются. В «литиевом треугольнике» на границе Боливии, Чили и Аргентины, где находится половина мировых запасов металла, этот этап пропускают: там имеются природные озера с высоким процентом растворенных солей. Затем из концентрата получают карбонат лития – самый ценный материал для производства аккумуляторов.
При втором, более затратном способе литий добывают из руды. Именно так, в карьерах и шахтах, это делалось в СССР, но позже экономика проекта не выдержала конкуренции с дешевым импортным сырьем. Сегодня все изменилось: с Чили и Аргентиной возник ли проблемы, осталась только Боливия, но там есть сложности с логистикой. Имеются запасы лития и в Китае, однако они не поставляются на экспорт.