Театральный продюсер Леонид Роберман:Моя миссия — создавать праздник
Леонид Роберман спродюсировал спектакль «Текст», поставленный по роману Дмитрия Глуховского Максимом Диденко. «Сноб» поговорил с продюсером о том, чем радость лучше веселья и почему Россия уже не центр театрального мира
С: Чем занимается театральный продюсер? Его задача — просто спонсировать спектакли?
Вы высказали ошибочное мнение, которое широко распространено, будто театральный продюсер занимается только движением денег: приходит в театр с маленьким или большим мешочком, наполненным ими, и говорит: «Есть вот такая сумма, я могу дать вам ее, но потом хочу получить больше, чем дал». Не буду спорить, это не лишено смысла и в большой степени правдиво, но в то же самое время это не совсем так. Хороший продюсер прежде всего реализует творческую идею, а деньги — лишь составляющая этого процесса.
С: Какое значение имеет продюсирование для театрального мира?
Продюсер в антрепризе может сделать то, что не в состоянии сделать репертуарный театр с постоянной труппой в своих спектаклях. Продюсер более свободен и может позволить себе больше. Я говорю не столько о внутренней цензуре в театрах и не о финансах: театр ограничен в выборе режиссера, площадки, артистов, а я не ограничен.
С: То, что вы делаете, — это прежде всего искусство или бизнес?
Я бы сказал, что это и то, и другое, а вместе — любимое дело. Над чем бы я ни работал, я задаю себе вопрос: что я хочу сказать миру? Если у человека есть миссия, которую он пытается выполнять, то ему будет легко убедить людей, что нечто нужно сделать. Вселенная как будто откликается на это, а на желание разбогатеть не откликается, как по мне, ничто. Многие из тех, кто