«Татуировщик из Освенцима»: реальная история о любви в концлагере и чувстве вины
2 мая на Peacock вышел шестисерийный сериал «Татуировщик из Освенцима» — экранизация одноименного литературного бестселлера Хезер Моррис, в основе которого судьба реального узника концлагеря Людвига Соколова (настоящая фамилия Эйзенберг). Кинокритик Елена Зархина рассказывает о проекте, который сложно оценивать с художественной точки зрения
Для людей интересующихся историей Второй мировой войны и судьбой ее свидетелей имя Людвига (Лале) Соколова скорее всего известно. Тем более, если вы читали книгу новозеландской писательницы Хезер Моррис. В начале войны по приказу немецкого правительства Соколов (в молодости его играет британец Джона Хауэр-Кинг, а в старости — американец Харви Кейтель) отправился в Прагу на заработки. Лагеря смерти еще не были построены, жуткие свидетельства происходящего кошмара казались слухами, а власти пообещали обучить прибывших евреев новым профессиям.
Но из Праги их отправили в Польшу — строить концлагерь Освенцим, узниками которого они станут. Людвиг сперва чуть не умер от тифа, но выжил и стал помощником лагерного татуировщика, набивавшего заключенным их персональные номера. Должность Соколова служила ему броней — для нацистских палачей он стал «невидим» и выпущенные по другим заключенным пули пролетали мимо. Также он получал ряд привилегий — отдельную комнату, дополнительные пайки и право отдыха после работы.
Но главной «наградой» в кромешном ужасе лагерной жизни для Соколова стало знакомство с заключенной Гитой Фурман (Анна Прухняк), в которую он влюбился и жизнь которой постарался сделать чуть менее мучительной в условиях заключения.
После окончания войны, которую Соколов чудом пережил, он десятилетиями молчал о своем опыте, опасаясь обвинений в коллаборационизме. Только в 2003 году, оказавшись на пороге смерти, он рассказал историю своей жизни журналистке Хезер Моррис (ее сыграла Мелани Лински). Ей потребовалось еще 11 лет, чтобы издать мемуары Соколова и рассказать миру о его непростой судьбе.