За гаражами
Свой первый большой юбилей «Гараж» отпразднует трехдневным марафоном из ужинов, вечеринок и выставок. «Татлер» о том, кто и как веселился в гостях у Жуковой и Абрамовича эти десять лет
Никто не вспомнит, какой выставкой десять лет назад открывался музей современного искусства «Гараж», тогда еще Центр современной культуры на улице Образцова. Зато любой смотритель московской светской жизни расскажет, как жарким июнем 2008‑го в Марьиной Роще Александр Мамут и Виктор Пинчук танцевали под Rehab тогда еще восходящей звезды Эми Уайнхаус. Как шумели за большим столом монакские принц и принцесса Андреа и Шарлотта Казираги. Как шушукались по углам Ларри Гагосян и Франсуа Пино. Как хозяйка институции Даша Жукова амбициозно предрекала «Гаражу» ничуть не меньшее, чем у Tate Modern, будущее.
Показывали, кстати, всего ничего: фотовыставку, отреставрированный автобус двадцатых годов прошлого века и кинетическую работу Рафаэля Лосано-Хеммера. В полную силу ЦСК «Гараж» заработал в сентябре 2008‑го, представив ретроспективу Ильи и Эмилии Кабаковых. После нее планка постоянно повышалась. Зубодробительные боевики из коллекции опять же Пино или полотна Марка Ротко соседствовали с экспериментальными выставками то африканского, то латиноамериканского искусства. И милотой вроде инсталляции итальянского повесы Франческо Веццоли, посвященной Леди Гаге на пике ее популярности.
За отчетную декаду «Гараж» и впрямь встал в перечень важных музеев мира — несущих в себе образовательную функцию не только для обычных, но и для светских гостей. Пока первые делали психоделические селфи на фоне грибков, цветочков и кружочков Такаси Мураками и Яёи Кусамы, вторые выучили разницу между Романом Абрамовичем и Мариной Абрамович, Балдессари и «Балдессарини», Тарреллом и Фарреллом.
Изучать светский путь «Гаража» — занятие не менее увлекательное, чем вспоминать его лучшие и худшие выставки. Благо фамилии и звания хозяев обязывают их сперва показывать лучшее лучшим, а потом уже всем остальным. По фотографиям Коли Зверкова или Вити Бойко можно отследить эволюцию не только Ксении Анатольевны Собчак (от, будем честны, не очень желанной телеведущей «Дома 2» до кандидата в президенты), но и ее спутников. Стены всех трех помещений, где в разные годы располагался музей, помнят и Савицкого с Малисом, и Капкова с Бояковым, и нынешнего Ксениного мужа Виторгана. Креативный директор ЦУМа Наташа Гольденберг и вовсе начинала разнорабочей в «Гараже» — обустраивала интерьер первого кафе. А ведь именно тыквенный суп из его меню стал трендом, который и не думает заканчиваться в прочих московских ресторанах.