Взрыв на макаронной фабрике
Невеселый поп-арт на выставке Джеймса Розенквиста в Кельне
Несколько лет назад я оказался в Кельне на выставке поп-арта из коллекции Питера Людвига, немецкого шоколадного магната и историка искусств. Я в то время готовил выставку Post Pop в Лондоне, и посмотреть экспонаты легендарной коллекции на близкую мне тему было очень заманчиво.
То, что я увидел, превзошло все мои ожидания. Лучшие работы классиков жанра — Лихтенштейна, Уорхола, Олденбурга, Джонса — заполнили пространство музея и вместе производили ошеломляющее впечатление. Я знал, что Питер и его жена Ирен с середины шестидесятых собрали самую большую коллекцию поп-арта, но дело тут не в количестве, а в качестве. Джаспер Джонс вспоминал, что в его студии находилось несколько работ, которые он не хотел продавать, даже завышал в пять раз цены. В 1968‑м в студию привели магната Людвига, Джаспер привычно запросил за работы сто тысяч долларов. К изумлению художника, коллекционер согласился без торговли. Дилер Джонса Кастелли писал потом, что этот день изменил дальнейшее развитие рынка поп-арта. Точно так же Людвиг, к слову, собирал Пикассо