Восстань, пророк
Пусть вас не смущают ветхозаветные прическа и борода дизайнера Алессандро Микеле — он проповедует удовольствия настоящего времени.
Предположим, вы построили в своей модной вселенной алтарь Алессандро Микеле — тем более что внешность у него для алтарного изображения самая располагающая. Изучили все его коллекции для Gucci, посмотрели видео, где он работает в студии, благодарит за награды, прибывает на Met Gala, и все там при виде него ахают. Вы знаете, что он талантливый, забавный и относится к себе не слишком серьезно. Что дружит с Джаредом Лето и Гарри Стайлcом, концерт которого нам пообещали в этом году в Москве. Но вы все равно не подготовили себя к встрече с прекрасным — у меня тоже не получилось. Реальный Микеле столь эксцентричен, что самый опытный фанат теряет дар речи и забывает, какие вопросы о смысле жизни хотел задать. И тот факт, что это произведение искусства располагается в интерьерах ренессансного здания штаб-квартиры Gucci в Риме, делает коммуникацию еще более нереалистичной. Семь лет назад, в январе, только что назначенный креативный директор вышел на поклон мужского показа, и интерес к личности у потребителей его чудес до сих пор не исчерпан.
«Я вырос в Европе, в Италии, и все было очень буржуазно». «Буржуазно» Микеле понимает по-своему — его растил отец, артистичный, длинноволосый, свободный духом техник авиакомпании Alitalia, и мама, настолько очарованная голливудским гламуром, что пошла работать ассистенткой режиссера. О Gucci тех времен — семидесятых и восьмидесятых — Микеле говорит, что это было полной противоположностью привычной ему эстетике, то есть символом больших денег. Ни один другой бренд тогда так четко не выговаривал слова jet set.
Фильм «Дом Gucci» напомнил тем, кто увяз в богатом внутреннем мире Алессандро Микеле и путает его с ДНК бренда, что Дом был основан Гуччо Гуччи во Флоренции в 1921 году и производил сначала седла и прочую конную амуницию. Потом переключился на сумки и чемоданы. И, наконец, поднялся в высшие эшелоны, где своих узнавали по бамбуковым ручкам сумок и лоферам, украшенным спереди частью лошадиной уздечки — трензелем. Цветочный принт Gucci разработан специально для Грейс Келли, сумка на плечо переименована в честь Джеки Кеннеди. Введен логотип из букв GG и зелено-красно-зеленая тесемка, к которой Gucci относится очень серьезно — со многими брендами бился за нее в суде, в том числе с массмаркетом Forever 21.
Микеле говорит, что в конце восьмидесятых Gucci «сильно запылился». Смелое высказывание для креативного директора обсуждаемого бренда, но в целом справедливое. Тогда в Gucci призвали Тома Форда. «Я прекрасно помню, как Том пришел, чтобы все сделать потрясающим. И все стало потрясающим, и восхитительным, и блестящим, и крутым». Алессандро с нежностью вспоминает, как купил дорогие красные с белым широкие брюки и они трансформировали его в другого человека. «Я шел в этих красивых брюках вечером на дискотеку и чувствовал себя Миком Джаггером. И понимал, насколько я могуществен».
В каком-то смысле брюки помогли. Поработав в Fendi с Сильвией Вентурини-Фенди, Карлом Лагерфельдом и Фридой Джаннини, которые дорастили его до старшего дизайнера по аксессуарам, Микеле вместе с Джаннини ушел по приглашению Форда в Gucci заниматься сумками.
Дизайнерская команда Дома размещалась тогда в Лондоне. Микеле нравится рассказывать, как он впервые встретил Форда. День в Лондоне был солнечный. Тридцатилетний Алессандро Микеле был так сражен неожиданно добрым отношением Форда, что немедленно согласился: «Да, буду у вас очень скоро». Команда трудилась в этом маниакально аккуратном, полном белых орхидей офисе до 2006 года. Микеле нравилось, что там «все было на своем месте. Том работал красиво. Я купался в моде!».
Но теперь в этой гавани стоят корабли Микеле. Он стал креативным директором в 2015‑м, после Фриды Джаннини, и, как вы помните, переделал мужскую коллекцию за пять дней до шоу. При нем все настройки выкручены на максимум. Его Gucci — это столкновения принтов, фокусы с силуэтами и все известные человечеству техники шитья и рукоделия. Получается ярко, c подвохом, забавно, странно, к тому же щедро присыпано пайетками. На третий год правления Микеле продажи взлетели на 42 %. По интернету до сих пор гуляет мем 2016 года о Джареде Лето и зеленом плаще Gucci, но Лето есть что сказать и о самом первом показе 2015 года: «Микеле в тот момент оставил след во Вселенной».