Весна патриарха
В парижском Фонде Картье показывают Дэмиена Хёрста, каким мы его никогда не видели.
Переехав в 1997‑м в Лондон, мы поселились недалеко от модного района Ноттинг-Хилл. Быстро освоили местные рестораны. Самым крутым слыл Pharmacy («Аптека»). Еда приличная, но главное было в другом: приходя, вы попадали в тотальную инсталляцию. Вас окружали колбы с жидкостями причудливых цветов, медицинские шкафчики с пилюлями, картины с бабочками. Там я впервые услышал от официанта имя художника, который все это придумал, — Дэмиен Хёрст. Тогда же Королевская академия отдала свои залы для выставки Чарльза Саатчи «Сенсация». Первую скрипку на ней играл Хёрст, ставший суперзвездой лондонской арт-сцены.
После персонального аукциона Sotheby's в 2008‑м создатель акулы в формалине и инкрустированного бриллиантами черепа превратился в самого успешного художника. И одновременно стал «плохишом» британского искусства: в прессе постоянно появлялись скандальные статьи с упоминанием его имени. Несколько следующих выставок не были удачными, цены на работы художника пошли вниз.