Штурм летнего дворца
В июле в Гран-Пале показывают не только кутюр, но и столь же исключительное русское искусство
Что еще можно рассказать о русском искусстве послереволюционного периода? И главное — зачем? Авангард давно знаком европейской публике, к тому же два года назад в связи со столетием Октября сразу несколько крупнейших мировых музеев сделали отличные выставки. Однако молодой куратор с русскими корнями Николя Люччи-Гутников из Центра Помпиду решил попробовать. Расширил рамки до начала пятидесятых, включил добротные примеры соцреализма. Получилась объемная картинка искусства сталинской эпохи, которая совсем неизвестна парижанам, — на выставке «Красное: искусство и утопия в Стране Советов» в Гран‑Пале.
Были собраны более четырехсот произведений из Третьяковки, ГМИИ, Русского музея, музеев архитектуры и театрального искусства, частных коллекций. Открывает выставку, как положено, памятник III Интернационалу, манифест Владимира Татлина о новом мире для новых людей. Но как приблизить этот мир к повседневной реальности послереволюционной России? Владимир Маяковский пытался это сделать с помощью агитпропаганды, воплощенной в плакатах «Окна РОСТА». Александр Родченко