Музыкальному театру им. Станиславского и Немировича-Данченко исполнилось сто лет

TatlerКультура

Совет да любовь

Музыкальному театру имени Станиславского и Немировича-Данченко исполнилось сто лет. Но попечительский совет появился у него впервые. «Татлер» пересчитал участников списка «Форбса» в нем и на пальцах объяснил, почему сцена на Большой Дмитровке теперь модное место Москвы

Фото: Антон Земляной. Стиль: Юка Вижгородская

Главный дирижер Феликс Коробов и певица Хибла Герзмава в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. На Феликсе: шерстяной костюм, хлопковая рубашка, кожаные ботинки, все Giorgio Armani; шелковая бабочка, Tom Ford; шелковый платок, Kiton. На Хибле: кольцо Rose Dior Pré Catelan из розового золота с розовым кварцем и бриллиантами, Dior Joaillerie. На полу: босоножки из металлизированной кожи со стразами, Escada.

Свое столетие Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко отметил гала-концертом 22 декабря. Но праздник на улице Большая Дмитровка начался на два дня раньше — когда состоялось первое заседание Попечительского совета. В него вошли одиннадцатый русский форбс Роман Абрамович, сороковой — Аркадий Ротенберг, шестьдесят шестой — Александр Клячин, сто восемьдесят девятый — Полина Юмашева. Шестидесятый форбс Роман Троценко вступил в совет вместе с женой Софьей, директором центра современного искусства «Винзавод» и деканом школы дизайна РАНХиГС. Присутствовал Сергей Братухин — президент компании Invest AG, которая управляет активами двадцать первого форбса Александра Абрамова. И вице-президент «BP Россия» Владимир Дребенцов. И заместитель председателя Внешэкономбанка Наталья Тимакова. Попечителями музтеатра — теперь еще и формально — стали и вице-мэр Москвы, руководитель аппарата Сергея Собянина Наталья Сергунина вместе с главой департамента культуры столицы Александром Кибовским.

Директор Антон Гетьман остался доволен: «В тот день был очень интересный, предметный и неформальный разговор с людьми, которые верят в нас. Помимо того, что это люди, которые искренне хотят помогать, это люди высочайшего профессионального уровня в бизнесе. А театр — это бизнес, особый, но бизнес. Мне кажется, нам удалось за два года продемонстрировать, что театр в состоянии что-то делать. Новое, отличное от того, что делают другие, может быть, более дерзкое, неожиданное».

За два с половиной года своего директорства Гетьман смог заинтересовать даже балетного обозревателя «Коммерсанта» Татьяну Кузнецову. Что уж говорить о тех, кто ходит в театр не для того, чтобы посмотреть, выворотны ли колени в па‑де‑ша у маленьких лебедей, чисты ли двойные кабриоли в вариации Альберта и воздушны ли сегодня содебаски у Мирты. Гетьман возглавил «Стасик», как любовно называют его поклонники, в июле 2016‑го. А уже в ноябре сюда переехала церемония открытия самого татлеровского из музыкальных событий столицы — фестиваля Дианы Вишнёвой Context. Спустя еще пару месяцев балетную труппу возглавил Лоран Илер — «принц» Парижской оперы, бывший заместитель худрука ее балета Брижит Лефевр, любимец Рудольфа Нуреева. Илер первый иностранец — худрук московского балета и второй француз в истории балета отечественного после Мариуса Петипа.

Революция Илера началась сразу. Был придуман новый формат показа современных балетов — «тройчатки», по три одноактных за вечер. Они составляются из произведений диаметральных. Первый балет — с хореографией непростой, но понятной. Второй — неоклассический, практически хрестоматийный. А третий — радикальный, на острие мировой балетной моды. Так московская публика получила то, что исторически любит больше всего: многоактное действо, в котором есть шансы после антракта отличить один акт от другого и всегда можно уйти, удовлетворив свое чувство прекрасного, но не подвергнув его испытанию авангардизмом. Показательна история, случившаяся в музтеатре на фоне отмены в Большом премьеры балета «Нуреев» в июле позапрошлого года. Заместителем мэра Москвы по вопросам социального развития тогда служил терапевт-франкофил Леонид Печатников. В один из вечеров, после очередного акта «тройчатки», в антракте Леонид Михайлович подошел к жене тогдашнего посла Франции Жан-Мориса Рипера и, как вспоминают очевидцы, на чистейшем языке Мориса Дрюона, без примеси нижегородского, воодушевленно изрек: «Вы видите, мадам? У нас могут ставить современную хореографию и без скандалов».

Еще Гетьман с Илером вернули в репертуар «Чайку» Ноймайера — балет, благодаря которому десятилетие назад светские люди столицы поняли, простили и даже местами полюбили танец, не похожий на хореографию Юрия Григоровича. В январе этого года возобновлена «Эсмеральда» Владимира Бурмейстера, великая классика московского балета, на которой плакали бабушки тех, кто сейчас заседает в попечительских советах. «А ведь не исчезают с афиш и три кита «Стасика», — радуется профессиональный балетоман, журналист Эдуард Дорожкин. — Второй по значимости московский «Щелкунчик», который берут люди, не попавшие в Большой. «Баядерка» Макаровой, которая находится там в великолепной форме. И очень хорошее «Лебединое озеро» Бурмейстера».

В опере «Стасика», которая в первую, вторую и третью очередь славна Хиблой Герзмавой, художественное руководство осталось в руках ветерана Большой Дмитровки Александра Тителя. Однако и там повеяло весной. Из-под сугробов передовых для девяностых «Богемы» и «Кармен» внезапно пробился «Триумф Времени и Бесчувствия» — мало того, что никогда не исполнявшаяся в России оратория Генделя и вообще редкое для Москвы обращение к музыке барокко, так еще и дебют на музыкальной сцене драматического и драматичного режиссера Константина Богомолова.

«Триумф» благоразумно поставили на Малой сцене. Но, по признаниям лиц, приближенных к оркестровой яме, «Стасик» все равно сотрясло. Новый директор самого большого театра столицы после Большого (тысяча четыреста человек коллектива) дал новому режиссеру Богомолову карт-бланш приглашать людей со стороны. В итоге со стороны приглашены были все: певцы, дирижер, оркестр, художник по свету, даже художник по костюмам, дизайнер Александр Терехов. Такого в русском репертуарном театре видели даже меньше, чем заморских худруков балета. Публику же поразили контратеноры в женских платьях и либретто Владимира Сорокина с текстом вроде «Мертвые дети благодарят Великого Чикатило за то, что позволил им увидеть Вечное Царство раньше взрослых». «Я не знаю ничего о шоке труппы, — комментирует Богомолов. — Я не ощущал никакого напряжения, агрессии, непонимания — только максимальную доброжелательность. Возможно, потому что был так окружен заботой дирекции».

Осенью случилась премьера оперы «Фрау Шиндлер» о судьбе жены спилберговского спасителя евреев. А на 15 февраля запланирован «Влюбленный дьявол». Нигде в мире эту оперу еще не исполняли. Три десятилетия назад «Дьявола» написал авангардист Александр Вустин и все это время держал в столе. За пульт встанет Владимир Юровский — худрук оркестра имени Светланова и главный дирижер Лондонского филармонического. Либретто основано на повести человека даже более нескучного, чем писатель Сорокин, француза Жака Казота — каббалиста, мартиниста и организатора несостоявшегося побега Людовика XVI из тюрьмы Тампль.

Афиши, которые зазывают публику на все это, стали похожи на коллажи Родченко (нет, оперные примадонны в кринолинах на них все еще заламывают руки, но уже гораздо, гораздо реже). Билеты на громкие премьеры стоят на двадцать процентов дешевле билетов на заслуженные спектакли. «Театр всегда полон, независимо от того, какой идет спектакль: классический «Щелкунчик», опера или современная «тройчатка», — говорит зампредседателя ВЭБа и бывший пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Наталья Тимакова. — Очевидно, что в театре началась новая история, что он становится местом силы в городе». «В отличие от Большого, где есть свои рамки, Театр Станиславского может экспериментировать, — считает председатель совета директоров издательского дома Forward Media Group Полина Юмашева. — Особенно это касается балета. Их молодой труппе явно есть что сказать, и, как мне кажется, именно современный танец ей подходит». «Когда я смотрела программу развития театра, я отметила, что планируется серьезная поддержка молодых талантов, — говорит Софья Троценко. — Мне кажется важным поддержать именно эту активность. Снижения качества из-за экспериментов, я уверена, не будет: Антона Александровича я знаю много лет, со времен Школы-студии МХАТ».

«Театр Станиславского — во всяком случае, как я его чувствовал и помнил, — всегда полностью описывался, так сказать, своим адресом: Москва, Пушкинская улица, — объясняет бывший многолетний председатель исполкома Попечительского совета Большого Александр Будберг. — Никогда не чувствовался там пульс существования не то чтобы «в мире», а хотя бы «в стране». Что-то начало меняться в двухтысячных, когда Россия начала переживать театральный бум. Но именно сейчас стало понятно: театр наконец-то перерос свой адрес. Случилось это благодаря тому, что в «Стасике» появилась стратегия развития и хватило смелости начать ее осуществлять. Пригласили Лорана Илера возглавить балетную труппу. Начали обновление в опере. Возникло движение, которое все больше отрывает театр от провинциального прошлого».

Антон Гетьман в каждом интервью подчеркивает, что не собирается делать второй Большой и вообще сравнивать театры имеет смысл разве что Минкульту, когда он требует с них брать новые рекорды заполняемости. Но без сравнений с Большим не понять всех прелестей и проблем Театра Станиславского. Не только потому, что им руководит бывший директор музтеатра Владимир Урин, а сам Антон Гетьман четырнадцать лет прослужил заместителем директора Большого, причем в самые лихие его времена, от реконструкции до нападения на Сергея Филина. В отличие от великого соседа, «Стасик» театр не имперский, не национальный, а демократичный, городской. Он гораздо свободнее в своей политике — примерно как младшие братья наследников наших читателей. Так же соотносятся лондонские Королевская опера и Английская национальная опера или берлинские Штаатсопер и Комише Опер.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Постельный режим Постельный режим

Софья Эрнст, Дарья Мороз и Сабина Ахмедова в сериале «Содержанки»

Tatler
Казус Орешкина. Почему ВВП резко вырос, а россияне не стали жить лучше Казус Орешкина. Почему ВВП резко вырос, а россияне не стали жить лучше

Зафиксированный Росстатом рост ВВП на 2,3% за 2018 год удивил многих экономистов

Forbes
Jaguar E-Pace Jaguar E-Pace

Jaguar E-Pace. Самая компактная модель в линейке

Quattroruote
Легендарные люксы, названные в честь своих знаменитых гостей Легендарные люксы, названные в честь своих знаменитых гостей

Легендарные люксы, названные в честь своих знаменитых гостей

National Geographic
Идти в IT Идти в IT

Наталья Касперская о женщинах в сфере IT

Cosmopolitan
7 необычных смартфонов 7 необычных смартфонов

Слишком экспериментальные гаджеты

GQ
Денежная сила. Когда рубль станет мировой резервной валютой Денежная сила. Когда рубль станет мировой резервной валютой

Что мешает рублю увеличить долю в международных расчетах?

Forbes
Игры с государством: как частному инвестору заработать на нацпроектах Игры с государством: как частному инвестору заработать на нацпроектах

В России нет эффективных механизмов участия населения в масштабных нацпроектах

Forbes
Пенсионный фонд «Газпрома» заработал для своих клиентов по минимуму Пенсионный фонд «Газпрома» заработал для своих клиентов по минимуму

Негосударственный пенсионный фонд «Газфонд» оказался среди аутсайдеров

Forbes
Выбираю счастье Выбираю счастье

Певица Рита Дакота откровенно рассказывает о своей жизни

Домашний Очаг
Как подобрать носки к костюму? Как подобрать носки к костюму?

Как подобрать носки к костюму?

GQ
Валерий Сюткин: «Я – то что надо, когда приношу зарплату жене» Валерий Сюткин: «Я – то что надо, когда приношу зарплату жене»

Певец точно знает, как правильно выстроить отношения с супругой и родителями

StarHit
14 забавных мелочей в фильмах, которые многие не заметили 14 забавных мелочей в фильмах, которые многие не заметили

"Умные" пасхалки в фильмах для самых внимательных

Maxim
Пенн Бэджли: «До роли Дэна Хамфри все считали меня хорошим парнем» Пенн Бэджли: «До роли Дэна Хамфри все считали меня хорошим парнем»

О Бэджли никто не слышал со времен «Сплетницы» до сентября 2018 года

GQ
Тили-тили-тесто. Выстоят ли жених и невеста? Тили-тили-тесто. Выстоят ли жених и невеста?

Они сменили имидж, сели на жесточайшую диету и даже прибегли к помощи хирургов

StarHit
Спишем на возраст Спишем на возраст

Елизавета Кононова – одна из самых интересных молодых актрис российского кино

Grazia
5-минутный путеводитель по... запретам концертов в России 5-минутный путеводитель по... запретам концертов в России

5-минутный путеводитель по запретам концертов в России

Esquire
Парадоксы Колокольникова Парадоксы Колокольникова

Актер Юрий Колокольников живет на две страны — снимается и в России, и в Америке

OK!
Условия тайфуна. Куда инвестировать на российском рынке в моменты турбулентности Условия тайфуна. Куда инвестировать на российском рынке в моменты турбулентности

В каких компаниях недооценен рынком рост

Forbes
Зверь из Мтуки: познакомьтесь с новым видом титанозавров Зверь из Мтуки: познакомьтесь с новым видом титанозавров

Останки динозавра нового вида откопали в карьере в долине реки Мтука

National Geographic
Как арестовали орлов Как арестовали орлов

История о добром человеке, его птицах и предательстве

Русский репортер
Шуба на выход Шуба на выход

Казахстан — первая страна в китайском транспортном коридоре

Forbes
Когда любовь сильнее смерти: беда, которая не разбила семью Когда любовь сильнее смерти: беда, которая не разбила семью

Подопечная Фонда борьбы с лейкемией была на грани жизни и смерти больше года

Cosmopolitan
Правила жизни Карла Лагерфельда Правила жизни Карла Лагерфельда

Модельер, фотограф, коллекционер и издатель

Esquire
Отдать долги населению Отдать долги населению

Президент стремится скорректировать курс экономической политики

Эксперт
Анатолий Вассерман: В кругу друзей. Как все устроено в интеллектуальных ТВ-шоу Анатолий Вассерман: В кругу друзей. Как все устроено в интеллектуальных ТВ-шоу

Что скандал вокруг Друзя означает для всего мира интеллектуальных ТВ-шоу

СНОБ
Дикие истории из жизни Фредди Меркьюри, которых нет в «Богемской Рапсодии» Дикие истории из жизни Фредди Меркьюри, которых нет в «Богемской Рапсодии»

Фредди тусовался с Принцессой Дианой и подкалывал Сида Вишеса из Sex Pistols

GQ
Казаки фюрера Казаки фюрера

Его роман с немцами начался ещё в Гражданскую, а закончился он Второй мировой…

Дилетант
Тектонические сдвиги: два тренда, способных изменить венчур в России Тектонические сдвиги: два тренда, способных изменить венчур в России

К началу 2019 года в России сформировались два тренда

Forbes
Возврата активов три года ждут Возврата активов три года ждут

Власти планируют продолжить амнистию капиталов

РБК
Открыть в приложении