Размер имеет значение
Много воды утекло с тех пор, как в бухтах Антиба и Сен-Барта завелись первые суперъяхты. Аппетит к акулам бизнеса и политики пришел во время еды — теперь они охотятся на гигаяхты.
«Яхта «Железный паша». Водоизмещение тысяча пятьсот тонн, длина семьдесят шесть метров, стальной корпус. Построена на верфях голландской фирмы Feadship в 1987 году по заказу нынешнего владельца…» Так британский классик шпионского романа Джон Ле Карре представляет читателю своего романа 1993 года «Ночной администратор» его подлинную героиню — элегантную суперъяхту Ричарда Роупера, англичанина, торговца оружием и «самого плохого человека на свете».
Роман был опубликован за десять лет до того, как со стапелей Feadship сошла первая частная лодка подобных размеров, но Ле Карре на то и провидец. «Железного пашу» он, вероятно, списал с восьмидесятишестиметровой Nabila, которая принадлежала самому настоящему торговцу оружием, саудовцу Аднану Хашогги. Nabila в 1980 году выпустила итальянская компания Benetti, на тот момент это была самая большая частная лодка в мире. Потом она сменила несколько имен. Принадлежала султану Брунея, бесславно, но, к счастью, недолго звалась Trump Princess. И в романе, и в жизни гигантская яхта была для ее владельцев средством без слов заявить о своем богатстве и власти.
Сегодня, спустя годы, мы живем в золотое время для конструкторов суперъяхт. Для их клиентуры, купающейся в деньгах, финансовый кризис — не столько проблема, сколько новая возможность во что-нибудь вложиться. В полном соответствии с законом Паркинсона, чем богаче становятся богатые, тем больше становятся яхты — чтобы на их покупку были потрачены те деньги, которые могут быть потрачены. От цифр укачивает, как при морской болезни. «Помню девяностошестиметровую Vava II, построенную в английском Девонпорте, — рассказывает лондонский консультант покупателей суперъяхт Тим Томас. — Дизайн одного лишь внешнего освещения стоил миллион восемьсот тысяч евро. Отличный пример того, сколько денег можно спустить, если ты действительно этого хочешь».
По словам Томаса, оценивать стоимость яхты нужно не столько по ее длине, сколько по брутто-регистровому тоннажу (так называют объем всех внутренних помещений судна, включая трюмы и любые надстройки; рассчитывается в регистровых тоннах — одна равна 2,83 м³). «На престижной голландской верфи Amels цена за регистровую тонну начинается с шестидесяти тысяч евро, на итальянской Benetti — с сорока четырех тысяч, на Sunrise Yachts в Турции — с двадцати девяти тысяч», — поясняет Тим. Таким образом, построенная на Amels яхта модели Limited Edition 188 длиной пятьдесят восемь метров и тоннажем девятьсот семьдесят тонн обойдется примерно в пятьдесят восемь миллионов евро. Однако Limited Edition 272 при длине восемьдесят три метра и тоннаже две тысячи восемьсот двадцать семь тонн может стоить уже сто шестьдесят девять миллионов. Ценник также зависит от того, насколько сложно техническое оснащение и замысловат дизайн интерьеров.
Ничего удивительного, что таких королев морей больше не называют суперъяхтами. Приставок «супер-» и даже «мега-» для них уже мало. Клиентам, для которых купить восьмидесятиметровую лодку значит всего лишь подняться на еще одну ступеньку по лестнице тщеславия, нужен новый термин под стать их запросам. Так что добро пожаловать в эпоху гигаяхт!
«В восьмидесятые, когда яхтенный брокер Джордж Николсон ввел в обиход термин «мегаяхта», большими считались лодки длиной двадцать четыре — тридцать метров, — вспоминает главный редактор американского веб-ресурса о яхтах класса люкс Megayacht News Дайн Бирн. — В 1993 году, когда я пришла в профессию, для того чтобы о лодке говорили все, требовалось, чтобы она была длиной метров тридцать — тридцать шесть. Правда, и тогда встречались яхты побольше, но это были аномалии».
Многие из яхт — аномалий прошлых лет, которые до сих пор поражают наше воображение, — стали синонимом роскоши далеко не сразу. Например, стосорокашестиметровая лодка президентов Египта El Mahrousa. Сегодня она выходит в море нечасто, зато больше века, до 1984 года, считалась самым длинным частным судном в мире. Хотя построили ее для египетского хедива Исмаила-паши как колесный пароход. El Mahrousa первой прошла по Суэцкому каналу в 1869‑м, а потом годами числилась в составе египетского флота — в качестве учебного корабля.
Или взять девяностодевятиметровую красавицу Christina O, которую знают в лицо все завсегдатаи Лазурного Берега. До того как ее в начале пятидесятых выкупил Аристотель Онассис и назвал в честь своей дочери, она служила эсминцем в военно-морском флоте Канады и участвовала в высадке союзников в Нормандии. Греческий магнат заплатил за нее гроши, вложил в реконструкцию четыре миллиона долларов – так появилась одна из самых роскошных яхт мира. Одного лишь взгляда на Christina O достаточно, чтобы поверить во все легенды, которыми она овеяна. И в рассказы о том, что творили на ее борту Уинстон Черчилль, Фрэнк Синатра, Мария Каллас, Джон Кеннеди, Грета Гарбо, Элизабет Тейлор. И даже в то, что для обивки барных стульев на Christina O была использована кожа крайней плоти китов.
Восьмидесятиметровая Norge, будущая яхта норвежского короля Хокона VII, напротив, с самого начала строилась как частная, но в первые месяцы Второй мировой была реквизирована у ее тогдашнего владельца, английского производителя истребителей Томаса Сопвича, и передана британскому Королевскому ВМФ. Лодка Сопвича, созданная компанией Camper & Nicholsons, называлась Philante и до превращения в эскортный корабль дважды сходила на Галапагос по поручению Лондонского зоопарка (благодаря ей в столицу империи попали игуаны и пингвины). А также принимала на борту акул довоенной политики всех мастей, жаждавших заказать ее владельцу аэропланы.
Но, вероятно, самой знаменитой мегаяхтой домегаяхтовой эры была Britannia, построенная на верфи John Brown & Co. Ltd для едва взошедшей на престол королевы Елизаветы II. Британия после Второй мировой жила в режиме жесткой экономии, вдобавок разгоралась новая, холодная война, так что автор интерьеров Britannia, английский Ле Корбюзье сэр Хью Кассон, спланировал и декорировал королевскую лодку так, чтобы при необходимости она могла легко превратиться в плавучий госпиталь. Необходимости за сорок три года эксплуатации, как это ни странно, не возникло. Сейчас пенсионерка Britannia выставлена на всеобщее обозрение в шотландском городе Лит.
Britannia — серьезный корабль: сто двадцать пять метров длиной. Она и в наши дни могла бы считаться одной из самых больших в мире, но в первую десятку уже не вошла бы. И даже недавняя рекордсменша, стошестидесятитрехметровая Eclipse Романа Абрамовича, стоит лишь на третьей строчке мирового рейтинга. А на первой теперь красуется Azzam, построенная для президента ОАЭ шейха Халифы ибн Зайда аль-Нахайяна на немецкой верфи Lürssen и спущенная на воду в 2013‑м. Сто восемьдесят метров, шесть палуб, силовая установка из двух дизельных двигателей и двух газовых турбин общей мощностью девяносто четыре тысячи лошадиных сил позволяет развивать скорость до тридцати узлов, или пятидесяти пяти километров в час, — чуть меньше того, на что способны ядерные реакторы крейсера «Петр Великий». Стоит яхта шейха шестьсот миллионов долларов. Прочие детали — секрет.