Суперъяхты и местонахождение их владельцев — здесь и сейчас

TatlerHi-Tech

Размер имеет значение

Мно­го воды утек­ло с тех пор, как в бух­тах Анти­ба и Сен-Бар­та за­ве­лись пер­вые су­перъ­ях­ты. Аппе­тит к аку­лам биз­не­са и по­ли­ти­ки при­шел во вре­мя еды — те­перь они охо­тят­ся на гигаяхты.

Текст: Алан Харпер

«Яхта «Желез­ный паша». Водо­из­ме­ще­ние ты­ся­ча пять­сот тонн, дли­на семь­де­сят шесть мет­ров, сталь­ной кор­пус. Постро­е­на на вер­фях гол­ланд­ской фир­мы Feadship в 1987 году по за­ка­зу ны­неш­не­го вла­дель­ца…» Так бри­тан­ский клас­сик шпи­он­ско­го ро­ма­на Джон Ле Кар­ре пред­став­ля­ет чи­та­те­лю сво­е­го ро­ма­на 1993 года «Ноч­ной ад­ми­ни­стра­тор» его под­лин­ную ге­ро­и­ню — эле­гант­ную су­перъ­ях­ту Ричар­да Роупе­ра, ан­гли­ча­ни­на, тор­гов­ца ору­жи­ем и «са­мо­го пло­хо­го че­ло­ве­ка на свете».

Роман был опуб­ли­ко­ван за де­сять лет до того, как со ста­пе­лей Feadship со­шла пер­вая част­ная лод­ка по­доб­ных раз­ме­ров, но Ле Кар­ре на то и про­ви­дец. «Желез­но­го пашу» он, ве­ро­ят­но, спи­сал с вось­ми­де­ся­ти­ше­сти­мет­ро­вой Nabila, ко­то­рая при­над­ле­жа­ла са­мо­му на­сто­я­ще­му тор­гов­цу ору­жи­ем, са­у­дов­цу Адна­ну Хашогги. Nabila в 1980 году вы­пу­сти­ла ита­льян­ская ком­па­ния Benetti, на тот мо­мент это была са­мая боль­шая част­ная лод­ка в мире. Потом она сме­ни­ла не­сколь­ко имен. При­над­ле­жа­ла сул­та­ну Бру­нея, бес­слав­но, но, к сча­стью, не­дол­го зва­лась Trump Princess. И в ро­ма­не, и в жиз­ни ги­гант­ская яхта была для ее вла­дель­цев сред­ством без слов за­явить о сво­ем бо­гат­стве и власти.

Сего­дня, спу­стя годы, мы жи­вем в зо­ло­тое вре­мя для кон­струк­то­ров су­перъ­яхт. Для их кли­ен­ту­ры, ку­па­ю­щей­ся в день­гах, фи­нан­со­вый кри­зис — не столь­ко про­бле­ма, сколь­ко но­вая воз­мож­ность во что-ни­будь вло­жить­ся. В пол­ном со­от­вет­ствии с за­ко­ном Пар­кин­со­на, чем бо­га­че ста­но­вят­ся бо­га­тые, тем боль­ше ста­но­вят­ся яхты — что­бы на их по­куп­ку были по­тра­че­ны те день­ги, ко­то­рые мо­гут быть по­тра­че­ны. От цифр ука­чи­ва­ет, как при мор­ской бо­лез­ни. «Пом­ню де­вя­но­сто­ше­сти­мет­ро­вую Vava II, по­стро­ен­ную в ан­глий­ском Девон­пор­те, — рас­ска­зы­ва­ет лон­дон­ский кон­суль­тант по­ку­па­те­лей су­перъ­яхт Тим Томас. — Дизайн од­но­го лишь внеш­не­го осве­ще­ния сто­ил мил­ли­он во­семь­сот ты­сяч евро. Отлич­ный при­мер того, сколь­ко де­нег мож­но спу­стить, если ты дей­стви­тель­но это­го хочешь».

По сло­вам Тома­са, оце­ни­вать сто­и­мость яхты нуж­но не столь­ко по ее дли­не, сколь­ко по брут­то-ре­ги­стро­во­му тон­на­жу (так на­зы­ва­ют объ­ем всех внут­рен­них по­ме­ще­ний суд­на, вклю­чая трю­мы и лю­бые над­строй­ки; рас­счи­ты­ва­ет­ся в ре­ги­стро­вых тон­нах — одна рав­на 2,83 м³). «На пре­стиж­ной гол­ланд­ской вер­фи Amels цена за ре­ги­стро­вую тон­ну на­чи­на­ет­ся с ше­сти­де­ся­ти ты­сяч евро, на ита­льян­ской Benetti — с со­ро­ка че­ты­рех ты­сяч, на Sunrise Yachts в Тур­ции — с два­дца­ти де­вя­ти ты­сяч», — по­яс­ня­ет Тим. Таким об­ра­зом, по­стро­ен­ная на Amels яхта мо­де­ли Limited Edition 188 дли­ной пять­де­сят во­семь мет­ров и тон­на­жем де­вять­сот семь­де­сят тонн обой­дет­ся при­мер­но в пять­де­сят во­семь мил­ли­о­нов евро. Одна­ко Limited Edition 272 при дли­не во­семь­де­сят три мет­ра и тон­на­же две ты­ся­чи во­семь­сот два­дцать семь тонн мо­жет сто­ить уже сто шесть­де­сят де­вять мил­ли­о­нов. Цен­ник так­же за­ви­сит от того, на­сколь­ко слож­но тех­ни­че­ское осна­ще­ние и за­мыс­ло­ват ди­зайн интерьеров.

Ниче­го уди­ви­тель­но­го, что та­ких ко­ро­лев мо­рей боль­ше не на­зы­ва­ют су­перъ­ях­та­ми. При­ста­вок «су­пер-» и даже «мега-» для них уже мало. Кли­ен­там, для ко­то­рых ку­пить вось­ми­де­ся­ти­мет­ро­вую лод­ку зна­чит все­го лишь под­нять­ся на еще одну сту­пень­ку по лест­ни­це тще­сла­вия, ну­жен но­вый тер­мин под стать их за­про­сам. Так что доб­ро по­жа­ло­вать в эпо­ху гигаяхт!

«В вось­ми­де­ся­тые, ко­гда ях­тен­ный бро­кер Джордж Никол­сон ввел в оби­ход тер­мин «ме­га­ях­та», боль­ши­ми счи­та­лись лод­ки дли­ной два­дцать че­ты­ре — трид­цать мет­ров, — вспо­ми­на­ет глав­ный ре­дак­тор аме­ри­кан­ско­го веб-ре­сур­са о ях­тах клас­са люкс Megayacht News Дайн Бирн. — В 1993 году, ко­гда я при­шла в про­фес­сию, для того что­бы о лод­ке го­во­ри­ли все, тре­бо­ва­лось, что­бы она была дли­ной мет­ров трид­цать — трид­цать шесть. Прав­да, и то­гда встре­ча­лись яхты по­боль­ше, но это были аномалии».

Мно­гие из яхт — ано­ма­лий про­шлых лет, ко­то­рые до сих пор по­ра­жа­ют наше во­об­ра­же­ние, — ста­ли си­но­ни­мом рос­ко­ши да­ле­ко не сра­зу. Напри­мер, сто­со­ро­ка­ше­сти­мет­ро­вая лод­ка пре­зи­ден­тов Егип­та El Mahrousa. Сего­дня она вы­хо­дит в море не­ча­сто, зато боль­ше века, до 1984 года, счи­та­лась са­мым длин­ным част­ным суд­ном в мире. Хотя по­стро­и­ли ее для еги­пет­ско­го хе­ди­ва Исма­и­ла-паши как ко­лес­ный па­ро­ход. El Mahrousa пер­вой про­шла по Суэц­ко­му ка­на­лу в 1869‑м, а по­том го­да­ми чис­ли­лась в со­ста­ве еги­пет­ско­го фло­та — в ка­че­стве учеб­но­го корабля.

Или взять де­вя­но­сто­де­вя­ти­мет­ро­вую кра­са­ви­цу Christina O, ко­то­рую зна­ют в лицо все за­все­гда­таи Лазур­но­го Бере­га. До того как ее в на­ча­ле пя­ти­де­ся­тых вы­ку­пил Ари­сто­тель Онас­сис и на­звал в честь сво­ей до­че­ри, она слу­жи­ла эс­мин­цем в во­ен­но-мор­ском фло­те Кана­ды и участ­во­ва­ла в вы­сад­ке со­юз­ни­ков в Нор­ман­дии. Гре­че­ский маг­нат за­пла­тил за нее гро­ши, вло­жил в ре­кон­струк­цию че­ты­ре мил­ли­о­на дол­ла­ров – так по­яви­лась одна из са­мых рос­кош­ных яхт мира. Одно­го лишь взгля­да на Christina O до­ста­точ­но, что­бы по­ве­рить во все ле­ген­ды, ко­то­ры­ми она ове­я­на. И в рас­ска­зы о том, что тво­ри­ли на ее бор­ту Уин­стон Чер­чилль, Фрэнк Сина­тра, Мария Кал­лас, Джон Кен­не­ди, Гре­та Гар­бо, Эли­за­бет Тей­лор. И даже в то, что для обив­ки бар­ных сту­льев на Christina O была ис­поль­зо­ва­на кожа край­ней пло­ти китов.

Уин­стон Чер­чилль на бор­ту Christina O. 
Christina O сегодня.
Один из ка­те­ров Christina O и лест­ни­ца на яхте.

Вось­ми­де­ся­ти­мет­ро­вая Norge, бу­ду­щая яхта нор­веж­ско­го ко­ро­ля Хоко­на VII, на­про­тив, с са­мо­го на­ча­ла стро­и­лась как част­ная, но в пер­вые ме­ся­цы Вто­рой ми­ро­вой была рек­ви­зи­ро­ва­на у ее то­гдаш­не­го вла­дель­ца, ан­глий­ско­го про­из­во­ди­те­ля ис­тре­би­те­лей Тома­са Соп­ви­ча, и пе­ре­да­на бри­тан­ско­му Коро­лев­ско­му ВМФ. Лод­ка Соп­ви­ча, со­здан­ная ком­па­ни­ей Camper & Nicholsons, на­зы­ва­лась Philante и до пре­вра­ще­ния в эс­корт­ный ко­рабль два­жды схо­ди­ла на Гала­па­гос по по­ру­че­нию Лон­дон­ско­го зоо­пар­ка (бла­го­да­ря ей в сто­ли­цу им­пе­рии по­па­ли игу­а­ны и пинг­ви­ны). А так­же при­ни­ма­ла на бор­ту акул до­во­ен­ной по­ли­ти­ки всех ма­стей, жаж­дав­ших за­ка­зать ее вла­дель­цу аэропланы.

Но, ве­ро­ят­но, са­мой зна­ме­ни­той ме­га­ях­той до­ме­га­ях­то­вой эры была Britannia, по­стро­ен­ная на вер­фи John Brown & Co. Ltd для едва взо­шед­шей на пре­стол ко­ро­ле­вы Ели­за­ве­ты II. Бри­та­ния по­сле Вто­рой ми­ро­вой жила в ре­жи­ме жест­кой эко­но­мии, вдо­ба­вок раз­го­ра­лась но­вая, хо­лод­ная вой­на, так что ав­тор ин­те­рье­ров Britannia, ан­глий­ский Ле Кор­бю­зье сэр Хью Кас­сон, спла­ни­ро­вал и де­ко­ри­ро­вал ко­ро­лев­скую лод­ку так, что­бы при не­об­хо­ди­мо­сти она мог­ла лег­ко пре­вра­тить­ся в пла­ву­чий гос­пи­таль. Необ­хо­ди­мо­сти за со­рок три года экс­плу­а­та­ции, как это ни стран­но, не воз­ник­ло. Сей­час пен­си­о­нер­ка Britannia вы­став­ле­на на все­об­щее обо­зре­ние в шот­ланд­ском го­ро­де Лит.

Britannia Ели­за­ве­ты II.

Britannia — се­рьез­ный ко­рабль: сто два­дцать пять мет­ров дли­ной. Она и в наши дни мог­ла бы счи­тать­ся од­ной из са­мых боль­ших в мире, но в первую де­сят­ку уже не во­шла бы. И даже не­дав­няя ре­корд­смен­ша, сто­ше­сти­де­ся­ти­трех­мет­ро­вая Eclipse Рома­на Абра­мо­ви­ча, сто­ит лишь на тре­тьей строч­ке ми­ро­во­го рей­тин­га. А на пер­вой те­перь кра­су­ет­ся Azzam, по­стро­ен­ная для пре­зи­ден­та ОАЭ шей­ха Хали­фы ибн Зай­да аль-Нахай­я­на на не­мец­кой вер­фи Lürssen и спу­щен­ная на воду в 2013‑м. Сто во­семь­де­сят мет­ров, шесть па­луб, си­ло­вая уста­нов­ка из двух ди­зель­ных дви­га­те­лей и двух га­зо­вых тур­бин об­щей мощ­но­стью де­вя­но­сто че­ты­ре ты­ся­чи ло­ша­ди­ных сил поз­во­ля­ет раз­ви­вать ско­рость до трид­ца­ти уз­лов, или пя­ти­де­ся­ти пяти ки­ло­мет­ров в час, — чуть мень­ше того, на что спо­соб­ны ядер­ные ре­ак­то­ры крей­се­ра «Петр Вели­кий». Сто­ит яхта шей­ха шесть­сот мил­ли­о­нов дол­ла­ров. Про­чие де­та­ли — секрет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жесткая посадка: почему угольную отрасль ждут тяжелые времена Жесткая посадка: почему угольную отрасль ждут тяжелые времена

Свыше половины добычи угля в России приходится на экспорт

Forbes
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Госпожа дача Госпожа дача

Ирина Оганова отреставрировала в Комарово дом с бельведером

Tatler
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки

Вы часто сетуете, что в сутках всего 24 часа? Хронически ничего не успеваете?

Psychologies
«Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды «Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды

Почему устойчивое развитие — важный аспект для любого модного производства

Forbes
В погоне за трендами В погоне за трендами

Как следить за всеми модными веяниями и удачно внедрять их в свой гардероб

Лиза
Чувство дома Чувство дома

Места, где связь с прошлым ощущается особенно сильно

Grazia
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Ускользающая простота Ускользающая простота

Как Геннадий Шпаликов не нашел себе места в застое

Weekend
Новые русские ремесленники Новые русские ремесленники

Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники

Монокль
Я не хотела Я не хотела

Как быть, если на эмоциях наговорила лишнего

Лиза
Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи Помогает ли коллаген здоровью суставов и кожи

Что такое коллаген? Нужно ли его пить для здоровья кожи?

ТехИнсайдер
Другой мир — другие традиции: как выдают замуж женщин в странах Африки Другой мир — другие традиции: как выдают замуж женщин в странах Африки

Чего ждут от жениха с невестой в странах Африки?

Psychologies
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью 5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью

Какие мифы о браке существуют и чем они опасны?

Psychologies
15 признаков абьюзивных отношений 15 признаков абьюзивных отношений

Каковы же признаки абьюза? Давайте еще раз перечислим самые яркие

Psychologies
Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными

Почему достижения женщин в науке оставались и остаются незамеченными?

ТехИнсайдер
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Открыть в приложении