Правило № 52: Научите ребенка жить в будущем
Коуч Алексей Ситников объясняет новые правила игры в образовании.
Из школы шлют письма, описывающие поведение вашего сына в амплитуде от «разбойное нападение» до «провокационная деятельность»? Сочувствую, я сам отец. А с другой стороны, если с ребенком до восемнадцати не было проблем, значит, он будет сидеть у вас на шее до сорока.
У нас и без родительских обязанностей много дел, так что хотелось бы предсказуемого школьника, у которого уроки сделаны, телефон заряжен и никаких отклонений от маршрута дополнительных занятий не случается. Хотелось бы знать, что происходит у дочки в личной жизни. И пожелать ей «жениха хорошего» — чтобы всюду сопровождал, следил за ней лучше няни, а потом женился. Маме так спокойнее.
Но я бы посоветовал отключить родительский эгоизм и подумать о будущем ребенка. В его жизни и так слишком много алгоритмов: тесты, ЕГЭ и A‑level, даже покупка кофе в «Старбаксе» не допускает импровизации. Такое впечатление, что компьютеры уже победили людей, навязав четкую последовательность действий, ритуальное дружелюбие, двоичность мышления c вариантами ответов «да» и «нет». Добавьте навязанные родителями алгоритмы домашней дисциплины — и получите цивилизованного, законопослушного, просто идеального гражданина. Нет. Вы получите несчастное создание, не приспособленное к дикому миру, в котором ему придется жить. Этот мир называется VUCA — аббревиатура от Volatility (изменчивость), Uncertainty (неопределенность), Complexity (сложность), Ambiguity (неоднозначность). В принципе, ничего страшного — но не для тех, у кого вилка с ножом лежат параллельно, подъем в 7:00, отбой в 22:00 и любое изменение планов вызывает стресс.
Россия в 1990‑е была вполне себе VUCA. То есть мы уже жили в будущем. И те, кто при прочих талантах мыслил нелинейно, смогли быстро, из ничего построить огромные состояния. Будущее, я надеюсь, избежит криминала, — его изменчивость и неоднозначность сосредоточатся в сфере цифрового бизнеса, а не на Рижском рынке среди расстрелянных помидоров.
Неопределенность в VUCA подразумевает, что опыт прошлых поколений не определяет жизнь людей будущего, так что не трудитесь передавать опыт потомкам. Ни «учись метко стрелять», ни «молоко полезно» не пригодятся.
Всю работу, которую можно алгоритмизировать, возьмут на себя роботы. А ваш ребенок, если захочет, может трудиться в сфере искусств. Только без установки на успех — предполагается, что сам процесс делает творца счастливым. А слава является бонусом, который сильно зависит от коммуникативных талантов и навыков автора. Второй вариант занятости — принятие решений в очень волатильных областях, где компьютеру можно доверить только подсчеты: наука, политика, дипломатия, бизнес.