История главы автоконцерна Карлоса Гона, сбежавшего из Японии в ящике

TatlerОбщество

Футляр от виолончели

Потрясающая история главы автоконцерна Карлоса Гона, сбежавшего из Японии в ящике, — по версии супергероя, который украл его из-под ареста. А также тарифы на спецоперации и подробности того, как это делается не в кино.

Текст: May Jeong

Карлос Гон покидает следственный изолятор в Токио, 2019

Прошлой весной зеленый берет в отставке Майкл Тейлор сидел без работы, как вдруг ему позвонил старый друг, бизнесмен из Ливана. «Привет. Тут парень, нам не посторонний. Его взяли в Японии и шьют дело. Знаешь способ нам помочь?» — «Это можно».

Подробностей Али (так Тейлор назвал мне своего друга) в тот раз не сообщил, даже имени парня не сказал. Ничего странного в этом звонке не было. В свое время Тейлор возглавлял American International Security Corporation, частную военную компанию, которая осуществляет рискованные миссии — в том числе вытаскивает людей из трудных ситуаций. За двадцать лет работы он составил себе в определенных кругах репутацию, его знали как человека, провернувшего сложнейшие спасательные мероприятия по всему свету. В основном это были неофициальные заказы ФБР и Госдепартамента — например, вытаскивали девочку, увезенную ее отцом в Ливан, несмотря на запрет суда, и подростка, которому грозила тюрьма за ДТП в Коста-Рике, где он не очень удачно провел весенние каникулы. За свою карьеру Майкл выполнил больше двадцати такого рода просьб, за которые, в зависимости от сложности, брал от $20 тыс. до $2 млн. На подготовку некоторых уходили годы. У Майкла есть прозвище — Капитан Америка, и не случайно: он живет в биполярном мире, населенном исключительно патриотами и предателями, «нашими парнями» и «плохими парнями». И рассказывает он о своих подвигах в совершенно супергеройской стилистике, у него все эпично, ярко, крупно. Побег Карлоса Гона из-под ареста в Токио в пересказе Тейлора выглядит как очередная серия комикса. Но это из реальной жизни — топ-менеджер Гон просто нанял правильного супергероя.

Майкл Тейлор и Джордж Зайек в аэропорту Осаки

В 2004‑м Майкл Тейлор обеспечивал безопасность американских разведчиков в Багдаде, они там готовили список военных преступлений Саддама Хусейна. Тогда Майкл и познакомился с ливанцем Али, знакомым знакомых. Али придумал бизнес в Ираке, где шла война, — страховать автомобили, бизнесы, жизни — и явно нуждался в телохранителях. Тейлор подогнал кавалькаду Chevrolet Suburban, забрал Али сразу по приземлении, провез его по Baghdad Airport Road (самым опасным семи милям в мире того времени) и высадил внутри укрепленных, с бойницами стен и бетонных баррикад «зеленой зоны».

И вот Али звонит из Багдада и сыпет вопросами. А как именно будет организована операция? Сколько будет стоить? Тейлор отвечал, что понятия не имеет. Вытащить человека из Японии, густонаселенной, отлично контролируемой властями островной страны, — совсем не то же самое, что из разваливающегося Ирака, и раньше Майкл подобного не делал. Он сказал: «В рекламе такого не было. Не забывай все-таки, что мы не в Голливуде».

Но стал изучать вопрос. Довольно быстро выяснил, о ком идет речь. На следующий день сам перезвонил Али: «Ты о Карлосе Гоне, бывшем CEO «Ниссана», который под домашним арестом в Токио?» Али подтвердил. Тейлор помнит, что ответил ему: «Это будет большое дело».

Тейлору сейчас пятьдесят девять лет. Если бы он знал, что «да» приведет к его аресту, аресту его сына Питера, перспективе экстрадиции их обоих в Японию, заголовкам в новостях, где в связи с этим делом упоминаются токийская прокуратура, американский Госдепартамент, департамент юстиции, департамент международных отношений, спецотряд федеральных маршалов, Массачусетский федеральный суд, сенатор штата Миссисипи и Белый дом, он в жизни бы не снял трубку. И не было бы большой истории, чтобы нам сейчас рассказать.

Люди с деньгами не привыкли к тому, что их в чем-то ограничивают. Свобода перемещения по миру — один из главных бонусов привилегированного класса. У джетсеттера, президента Nissan, Mitsubishi и Renault Карлоса Гона (по-арабски его имя произносится как «Гусан») имелись дома в Рио, Бейруте, Париже и Амстердаме. За четыре месяца под японским арестом мир ужался до его дома в Токио, где он ждал суда по обвинению в растрате. На парадную дверь были направлены три камеры слежения, два из его паспортов, бразильский и ливанский, были отобраны и заперты в офисе адвоката. Штраф за нарушение домашнего ареста — $9 млн залога.

На пресс-конференции в Бейруте после побега, 2020

Гону предъявили целый букет обвинений в финансовых преступлениях, включавший незадекларированный доход в $80 млн за восемь лет, перевод более $16 млн личных убытков в бухгалтерские книги компании и использование сложной цепочки подставных юрлиц, которые выставляли компании счета за привольный образ жизни ее CEO. Его особняк в Бейруте, по версии Nissan, был куплен и отремонтирован за почти $15 млн ниссановских денег. Гон настаивал, что обвинения были частью корпоративного «заговора», которому помогали власти Японии, — с целью выжить его из Nissan. («Единственный комментарий, который я дам, состоит в том, что мистер Гон с момента своего ареста утверждает, что не виновен ни по одному пункту обвинений, ему предъявленных» — это все, что его пресс-секретарь Лесли Джанг-Исенватер ответила на список наших к ней вопросов.)

Друзья Гона в Ливане волновались. Сидящий день за днем дома, с разрешением только обедать в ближайшем «Гранд Хаятте» и посещать адвоката, Гон начал впадать в отчаяние. Его дело будет долгие годы двигаться по японским судам, что означало бессрочное сидение под домашним арестом. «Я тут могу помереть», — друг передал нам слова шестидесятилетнего сидельца. Запас надежды практически иссяк, он почти не ел и перестал заниматься спортом, и тут позвонил Али, знакомый его жены Кэрол. Али рассказал Гону о мужике, которого знал со времен Багдада, спеца по вызволению людей из плена. Возможно, Гону это будет интересно? Еще как интересно! И тогда Али свел Тейлора с Кэрол.

С женой Кэрол на ювелирной выставке в Лувре, 2015

Карлос Гон женился в 2016 году. По случаю свадьбы устроил в Версале вечеринку в стиле Марии-Антуанетты: вино из его винодельни, двухметровая пирамида профитролей, актеры в напудренных париках. «Мы хотели, чтобы все выглядело, словно мы пригласили гостей к себе домой, — сказала тогда Кэрол в интервью журналу Town & Country. — Не слишком искусственно».

Тейлор полетел в Бейрут, встретился с Кэрол в доме в историческом районе Ашрафи. Они говорили много часов. Кэрол сказала, что ее мужа сторожат, «как пороховой склад». Что свет в его крошечной темнице не выключают 24/7 и на улицу выпускают на полчаса в день. Что допросы длятся по восемь часов. Что у него даже кровати там нет. (Тюремщики привезли ему соломенный татами, что в Японии считается нормальной кроватью.) Что обвинения против него — «фальшивка», состряпанная японскими властями, которым важно не дать Гону шанса на более полное слияние с Renault, французским автопроизводителем. Что японцы «не любят иностранцев».

Тейлор улетел домой в Массачусетс в сомнениях, но заинтригованный. Почитал о японской судебно-правовой системе, которую объявил «средневековой» Комитет ООН по пыткам. Подозреваемым часто не дают доступа к адвокатам, в тюрьме их могут держать и допрашивать бесконечно долго, не предъявляя обвинения, это называется «юстицией заложников». В Японии, стране с низким уровнем преступности, процент обвинительных приговоров — 99,4 %, больше, чем в Северной Корее. Тейлор пришел к выводу, что Гон все-таки жертва. «Я почувствовал, что он заложник, — сказал он. — Что его пытают. И тогда возникла эмпатия».

К самому Тейлору правовая система тоже была несправедлива, причем неоднократно. В 1984‑м, когда после увольнения из спецназа он работал в Бейруте, одна женщина заявила об изнасиловании — и Майкла арестовали. Обвинение было снято, когда коллеги дали показания, что в момент предполагаемого совершения преступления Тейлор был за границей.

В 1988‑м он работал частным сыщиком. Признал себя виновным в том, что подложил наркотики в машину женщины. Он не отрицает этот факт, но говорит, что взял на себя вину коллеги, который хотел помочь клиенту получить опеку над детьми и забрать их у «безответственной матери».

Однако его ждало еще большее испытание. В 2007‑м старый друг по спецназу, работавший в Афганистане, предложил Тейлору подать заявку на контракт — тренировать афганских солдат, которые воевали с «Талибаном». У Тейлора тогда было свое секьюрити-агентство, но он согласился за роскошные деньги: $54 млн за пять лет работы. В 2012‑м, через два месяца после завершения этого контракта, Тейлор выполнял задание Администрации по наркоконтролю. $3 млрд в золотых слитках, которые когда-то принадлежали бывшему ливийскому диктатору Муаммару Каддафи, были переданы ливанской радикальной исламской организации «Хезболла». Тейлора наняли перехватить слитки в море, по дороге в Сирию. Но до окончания миссии его отозвали домой и обвинили в мошенничестве с договорами субподряда и во многом другом. По версии федеральных прокуроров, Тейлор получил информацию об афганском контракте Пентагона от своего приятеля времен службы в спецназе и отблагодарил его за это. Риск, что он сбежит, сочли высоким, поэтому Майклу не дали выйти под залог, и он провел четырнадцать месяцев в государственной тюрьме Юты в ожидании суда. Деньги заканчивались, он не мог больше платить адвокату и принял решение признать себя виновным по двум обвинениям из списка. Отсидел в общей сложности девятнадцать месяцев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разговорчики в строю Разговорчики в строю

Адвокат Добровинский выполняет заявки читателей

Tatler
Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком

Какое кино сейчас интересно зрителям в России?

Inc.
Наши шесть соток Наши шесть соток

Герои «Татлера» оценили спасительную сень родных яблонь, вишен и калин

Tatler
Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы Как запустить посудомоечную машину первый раз — инструкция и советы

Как правильно запускать посудомоечную машину первый раз?

CHIP
Танец-вспышка Танец-вспышка

Справиться с раком груди Наталье Синдеевой помогло аргентинское танго

Tatler
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Опять двойка Опять двойка

Как «заставить» ребенка учиться, объясняет психолог Марина Мелия

Tatler
От «коробочек» — к нелинейной архитектуре От «коробочек» — к нелинейной архитектуре

Как может выглядеть архитектура XXI века?

Монокль
Типток Типток

Зачем делить людей на типы, если вы не хостес ресторана «Большой»

Tatler
Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер

Какие ошибки в выборе цвета стен способны испортить весь интерьер?

VOICE
Над пропастью во ржи Над пропастью во ржи

Уроженка Новочеркасска и жена Андрея Кончаловского Юлия Высоцкая

Tatler
Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить Нехимические зависимости: что это такое, как их распознать и победить

Вы просыпаетесь и сразу тянетесь к телефону?

Maxim
Я не боюсь сказать Я не боюсь сказать

Телеведущая Сати Спивакова написала книгу почти обо всем, что думает

Tatler
Биология эльфов Биология эльфов

Чем эльфам пришлось бы «пожертвовать» в обмен на вечную жизнь?

Вокруг света
Предохранительная грамота Предохранительная грамота

Мифы и правда об оральных контрацептивах — разбираемся вместе с врачами

Glamour
Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9 Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9

JAC T9: настоящие внедорожники еще выпускают

ТехИнсайдер
Глава 3: Нью-Йорк и Чикаго Глава 3: Нью-Йорк и Чикаго

– Вы гангстеры? – Нет. Мы русские

Esquire
Чьим голосом вы говорите с собой? Чьим голосом вы говорите с собой?

Тест: как часто вы точно понимаете, чего на самом деле хотите

Psychologies
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Жизнь без гаджетов Жизнь без гаджетов

Как прекратить сидеть в телефоне: 9 шагов к цифровой свободе

Лиза
«Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно» «Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно»

Карл Густав Юнг о том, что он узнал о людях

Weekend
Свиньи как свиньи Свиньи как свиньи

История «Скотного двора», главной сказки холодной войны, в вопросах и ответах

Weekend
У горных горилл насчитали шестьдесят три жеста У горных горилл насчитали шестьдесят три жеста

Ученые описали жестовый репертуар диких горных горилл

N+1
Потому что гладиолус Потому что гладиолус

Что мы знаем о Первом сентября и советской школе

Лиза
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
10 продуктов, которые не стоит готовить в аэрогриле 10 продуктов, которые не стоит готовить в аэрогриле

Все еще есть несколько видов продуктов, с которыми не справляются аэрогрили

ТехИнсайдер
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Цвет и эмоции: как палитра интерьера может изменить твою жизнь Цвет и эмоции: как палитра интерьера может изменить твою жизнь

Как цвета воспринимаются нашей психикой и как они работают в интерьере

VOICE
Как бюджетно вывести пятна от солнцезащитного крема с одежды: простые способы Как бюджетно вывести пятна от солнцезащитного крема с одежды: простые способы

Несколько рабочих способов вернуть вещам чистый вид после пятен санскрина

ТехИнсайдер
Целиком и полностью: гид по творчеству Луки Гуаданьино Целиком и полностью: гид по творчеству Луки Гуаданьино

Творческий путь Луки Гуаданьино: о главных его работах

Правила жизни
Открыть в приложении