Preview / Арт
Океан нежности
На «Арт‑Базель Майами» у вас будет много дел — посмотреть, прицениться и обнять всех знакомых.
Игорь Цуканов
Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии в Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.
На вопрос «что такое арт‑ярмарка?» могу ответить только, что лучше один раз увидеть. В Майами из тридцати стран едут двести семьдесят галерей и везут, по оценкам Axa Art Insurance, больше трех миллиардов долларов искусства. Вот приземлится вся тысяча джетов (летающий убер NetJets неплохо в эти дни зарабатывает) — и начнется вакханалия коллекционеров и их консультантов, спонсоров, прессы, собственно художников и прочих любителей потусить вокруг арта в теплом месте на океане.
Но начиналось все непросто. Вновь назначенный в 2000 году директор Сэм Келлер придумал сделать слишком европейскую ярмарку в Базеле глобальным брендом. Ему дали карт‑бланш, потому что ранее именно он придумал для «Арт‑Базель» первый в мире искусства сайт для привлечения китайских клиентов. Это всех очень впечатлило — и китайцев в том числе. В Америке Келлер планировал развернуться в 2001‑м. Галереи заплатили за участие, Майами-Конвеншен-Сентр от сердца оторвал время в декабре. Но из‑за 11 сентября Сэм все отменил. Чтобы не получилось, как в фильме «Багси», где гангстер открывал на Новый год мечту своей жизни — казино «Фламинго» — посреди пустыни, но к нему никто не приехал.