Шведский кошмар Стива Джобса: как Spotify перевернул музыкальную индустрию и потеснил Apple
Музыкальный стриминговый сервис Spotify был создан в 2006 году «неразговорчивым гиком» Даниэлем Эком и его состоятельным партнером Мартином Лорентсоном. Как стартап из Стокгольма смог составить мощную конкуренцию гиганту Apple, завоевать больше трети рынка мирового аудиостриминга и выйти в полтора десятка стран, включая Россию?
Шведская компания Spotify по праву считается революционером в музыкальной индустрии: она первой в Европе предложила легально и бесплатно слушать музыку, не скачивая треки на устройство, тем самым встав на пути у Apple, развивающий аналогичный сервис iTunes. Spotify быстро стал популярным и увел часть пользователей Apple, развязав с гигантом холодную войну, которая длится по сей день (Даниэль Эк даже утверждал, что в 2010 году ему звонил Стив Джобс и несколько минут дышал в трубку).
Forbes публикует отрывок из книги «Против гигантов. Как Spotify подвинул Apple и изменил музыкальную индустрию» шведских журналистов Свена Карлссона и Юнаса Лейонхуфвуда, в которой описана полная история амбициозного стартапа из Швеции. Книга выйдет в издательстве «Альпина Паблишер» в сентябре 2020 года.
Музыка даром
27 сентября 2008 года Spotify устраивает большую вечеринку в стокгольмском клубе Berns. Шикарные интерьеры украшены зелеными гелиевыми шариками. Рядом с барной стойкой гости играют в Guitar Hero. В мире финансовый кризис, а у Spotify в денежном плане все прекрасно. Сотрудники празднуют запуск. Но проблема в том, что запуск-то пока не состоялся. Есть нерешенные вопросы по поводу лицензирования. На вечеринке — почти сорок сотрудников, все нарядно одеты. Даниэль Эк и Мартин Лорентсон — в черных костюмах. Директор по маркетингу София Бендз — в бежевом платье. Разработчик Гуннар Крейц — как обычно, в футболке с логотипом KTH (Королевский технологический институт в Стокгольме — Forbes). Спиртное течет рекой. Сотрудники общаются с друзьями, инвесторами и представителями музыкальной индустрии.
В качестве спонсоров София Бендз привлекла пивоваренную компанию и производителей грушевого ликера Xanté. Шакил Хан приветствует сотрудников — а те не вполне понимают, кто он такой. Несколько месяцев Петра Ханссон и Никлас Иварссон ведут переговоры о лицензиях для Spotify. Звукозаписывающие компании постоянно выставляют новые требования, касающиеся соответствующих стран и форм выплаты. Строго говоря, около 55% доходов Spotify получат звукозаписывающие компании, которым принадлежат права. Еще около 15% получают музыкальные издательства, защищающие интересы авторов треков. На финансирование деятельности Spotify остается в лучшем случае 30%. Но на практике все значительно дороже. Компании хотят подстраховаться от упущенной выгоды и возвращаются к разного рода гарантированным выплатам — например, минимальной ставке за трек. Spotify будет вынуждена платить, даже если не продаст рекламные места и не найдет подписчиков. Кроме того, Spotify платит авансом — согласно ожидаемым доходам. Аванс не возвращается, если стриминговый сервис не достигает запланированных показателей. Если число пользователей окажется меньше ожидаемого, это дорого обойдется Spotify. В первые годы выплаты будут настолько велики, что превзойдут совокупные доходы…