Шведская Hästens продаёт кровати за $499 тысяч королям и звёздам: из чего их делают и почему они такие дорогие
Фирма заявляет, что её история началась в 1852 году, когда Пехр Адольф Янсон получил диплом мастера-седальщика. Спустя 170 лет его маленькая мастерская превратилась в производителя самых дорогих кроватей, которым управляет его праправнук.
Мировая индустрия сна в 2020 году оценивалось в $67,4 млрд, а рынок матрасов — в $30 млрд. Шведская компания Hästens — одна из старейших в отрасли. Сначала она создавала сёдла и упряжи для лошадей, но с появлением автомобилей изменила направление бизнеса, продолжив использовать конский волос в своих продуктов.
На протяжении почти двух веков фирмой управляли только члены семьи, передавая друг другу секреты производства. Товары компании, по данным СМИ, приобрели Том Круз, Анджелина Джоли, Владимир Путин и шведская королевская семья.
История создания Hästens
Будущий ремесленник Пехр Адольфа Янсон родился в 1830 году. Он рос без матери в большой семье из шести братьев и сестёр в маленьком доме под шведским городом Эребру. Юноша мечтал выбраться из нищеты и позаботиться о близких.
Когда ему исполнилось 18 лет, он стал учеником специалиста по изготовлению конской упряжи — шорника, и занялся созданием сёдел, матрасов из конского волоса и других изделий.
Через четыре года, в марте 1852 года, король Швеции вручил ему сертификат мастера-седельщика. Примерно в эти же годы Янсон женился и переехал в небольшую общину Хед за городом Кёпинг со своими тремя детьми и открыл мастерскую.
В 1860–1870 годах Вторая промышленная революция захватила Швецию. Предприниматели старались автоматизировать производство и наращивать выпуск продукции. Янсон не был готов уступить страсть всей своей жизни швейной машине: он и его подмастерье вручную делали пружинные сёдла и кучерские подушки для местных фермеров.
Его сыновья Пер Туре и Адольф Фредерик тоже стали шорниками: позже Адольф ушёл в политику, а Пер Туре вместе со своим сыном Дэвидом Янсоном к концу 19 века основал компанию Hästens — по-шведски «лошади».
К началу Первой мировой войны автомобиль начал избавлять людей от необходимости как в лошадях, так и в шорниках. Тогда семья переключилась на производство кроватей, матрасов, сидений и подушек из конского волоса.
В 1917 году у Hästens появился логотип в виде лошади: его нарисовал двоюродный брат Дэвида — Пауль Янсон. И хоть компания больше не производила товары для животных, семья хотела подчеркнуть натуральное происхождение материалов и отдать дань уважения основателям.
Однако война привела к отсутствию поставок: настоящий конский волос, необходимый для набивки кровати, стало трудно найти в хорошем качестве. Дэвид открыл собственную фабрику по переработке материала, где он мог самостоятельно отобрать сырьё, промыть, сварить, сплести, опалить и тщательно очистить.
Мы пытались придумать, как превратиться из маленькой мастерской в компанию солидных размеров. Тогда в ней работали я, мой отец и ещё пара мастеров. Мы понимали, что нужно преодолеть ограничения, связанные с чисто ручным трудом, и постепенно начинать применять промышленные методы производства. Вот это и навело нас на мысль построить завод по обработке конского волоса.Понятно, что время было не самое подходящее для рисковых вложений: Мировая война, нехватка сырья, подходящую технику нигде не найти. К тому же вскоре отец серьёзно заболел. Казалось, всё потеряно, но мы, жители Вестманланда, — люди сильные и упорные. Возможно, одна только гордость не дала нам тогда склонить голову.