Свайп среди чужих: как Tinder изменил нашу жизнь за 10 лет (и изменил ли)
Эта история завертелась десять лет назад, когда еврейский парень Шон Рэд, чья семья бежала в США за несколько лет до победы исламской революции и основала крупный холдинг по производству электроники ESI International, решил открыть собственное дело. Сначала построил мост между брендами и звездами категории A — маркетинговое агентство Adly, но быстро остыл к идее объединять кошельки и захотел соединять сердца. На счастье, Hatch Labs — нью-йоркский инкубатор мобильных приложений — набирал сотрудников. Случился мэтч: Шон довольно долго вынашивал идею «простенького приложения для знакомств», и ура — Hatch объявили хакатон сразу после трудоустройства парня. Рэд сдружился с инженером Джо Муньосом, и они написали код прототипа под названием Matchbox. Выиграли. Динеш Мурджани, основатель Hatch, сразу поверил в потенциал будущего Tinder и перебросил на проект лучшие умы — команду, создавшую приложение для карт лояльностей крупных розничных сетей Cardify.
Приложение, упростившее муторную межличностную коммуникацию до одного клика, привлекло инвесторов: первым в него вцепился медийный предприниматель Эндрю Фрэйм, предложивший Рэду и Джо $750 тысяч, но сделка не состоялась — Tinder начал развиваться семимильными шагами: люди перестали бояться отказов и легко находили «тех самых». В 2017 году холдинг Match Group, уже владевший дейтинг-приложениями Hinge и OkCupid, сорвал куш, купив Tinder, по оценкам сделки, за $3 миллиарда. Сегодня дейтинг-гигант приносит холдингу больше 50% доходов ($2 миллиардов ежегодно) и оценивается в $9 миллиардов.
За 10 лет Tinder видал всякое: смену руководства с последующим обвалом акций, секс-скандал с участием Шона Рэда, вереницу мошенников и многочисленные штрафы. Но предлагаем сосредоточиться на том, что видим мы в Tinder все эти годы.
Так выглядела вчерашняя переписка с подругой. Мы знаем, что она вернется. Неважно когда — Tinder будет верно ждать ее в AppStore и дождется. Жизнь — бесконечный цикл удаления и установки дейтинг-предложений. И все мы — ну ладно, не все, но многие — живем в этом цикле последние десять лет. Ровно столько, сколько и существует Tinder, в этом году отмечающий первый большой юбилей и изменивший за это время нашу жизнь и отношение к любви.
Благодаря Tinder знакомиться онлайн больше не стыдно. Благодаря ему найти пару и вообще компанию как никогда легко. У одиночества нет шансов, когда буквально у тебя в кармане тысячи людей, открытых для знакомств. И в то же время Tinder сделал нас еще более одинокими, чем когда-либо. В пакете с возможностью бесконечно ходить на свидания идут невозможность остановиться на ком-то одном, отчаяние, разочарование в идее любви и целый список печальных феноменов от гостинга до пиггинга.
Нет, это не то же самое, что пеггинг — страпоны не при чем. Пиггинг — это ухаживать за кем-то, звать на свидания, а иногда даже начинать встречаться, чтобы потом объявить, что все это было шуткой. Нам остается только радоваться, что до России это явление не дошло. По крайней мере, массово.
Больше не стыдно
В Tinder 75 миллионов активных пользователей. 77% взрослых американцев хотя бы раз ходили на свидание с человеком из онлайна. И согласно исследованию социолога из Стэнфорда Майкла Розенфельда, онлайн-знакомства оказались самым популярным способом завязать отношения — интернет свел примерно 40 процентов гетеросексуальных пар. И это данные только за 2017 год — надо думать, сегодня статистика выросла в разы. Сложно представить, что когда-то онлайн-дейтинга стыдились, но эволюцию можно проследить по «Сексу в большом городе». 25 лет назад в одном из эпизодов Керри оскорбилась приглашением на сайт знакомств: неужели она настолько безнадежна?.. В сиквеле «И просто так» та же Керри — активная обитательница тиндера.
Быстрый экскурс в отечественную дейтинг-историю: первым сайтом для знакомств в наших краях стала Mamba, открывшаяся в 2003 году. Спустя еще пять лет появился LovePlanet — с огромной рекламной кампанией в журналах и на ТВ. К слову, Mamba в России по-прежнему популярнее Tinder. Но если подавляющая часть сегодняшней аудитории Tinder — молодые люди от 18 до 34 лет, то у Mamba все наоборот — большей части пользователей, все еще обновляющих здесь анкеты, от 35 до 54 лет.
В 2006 году создатель Mamba Андрей Андреев запустил еще один сервис знакомств — Badoo, но уже не из России, а из Лондона. И он, в отличие от «Мамбы», смог прославиться на международном рынке. Настолько очистившись от ассоциаций с Россией, что в этом году тоже из нее ушел, как и многие зарубежные приложения.
В 2008 году запустилась «Фотострана» — о ней вы наверняка не слышали, а это один из лидеров российского рынка онлайн-знакомств. Соцсеть для постинга фотографий, где соревнуются за звание, например, «Мисс (или мистер) года». А еще выращивают питомцев и посылают друг другу виртуальные поцелуи.
Другим крупным российским игроком стал Topface, разработанный в 2011 году на базе популярного приложения ВК «Лицемер». В нем можно было оценивать фотографии пользователей — а с реформатированием появилась и возможность общаться.