Супермаркет Chanel и демоны Маккуина: 5 показов, которые заставят задуматься
Фэшен-индустрия давно стала важнейшей частью современной культуры и общественной дискуссии, заставляя задуматься о вечном, трудном, сложном. Дизайнеры прячут свою философию в игру света, оттенки, ткани и даже жесты моделей. Готова раскрыть их тайные послания?
«Я думаю, что красота есть во всем. То, что «нормальные» люди воспринимают как некрасивое, я обычно вижу как нечто прекрасное», - говорил легендарный британский дизайнер Александр Маккуин. Совершенно неудивительно, что его модные показы превращались в скандальные и противоречивые перформансы, которые сложно было охарактеризовать одним словом. К нему на шоу приходили не столько для того, чтобы увидеть новую коллекцию, а чтобы испытать катарсис, выйти из зала с перевернутым внутренним миром и новой философией жизни.
«Это просто пощечина нам», «Это возвращает нам веру в настоящую моду», - писали ошеломленные критики, собирая мысли по крупицам после шоу Маккуина, который без страха и осторожности разбивал социальные шаблоны и возводил на их обломках свою философию. И делал так, конечно, не только Александр, но и многие другие дизайнеры, которые планировали модные показы не для того, чтобы показать одежду, а чтобы «найти то, что спрятано в душе», - так говорил Ральф Лорен.
Chanel в супермаркете
Когда звезды и журналисты получили приглашение на показ осенне-зимней коллекции Chanel в 2014 году, то не сразу поняли, в чем подвох. А когда они прибыли на место, то слегка оторопели: почему вдруг навигатор завел их в парижский супермаркет? Это было глобальным замыслом Карла Лагерфельда, который перестроил павильон под огромный магазин с настоящими продуктовыми полками, тележками, корзинками и проходами между стеллажами, по которым в розовых кроссовках вышагивала Кара Делевинь.
С одной стороны, в этом перформансе Карл рассуждал о связи моды как искусства и коммерции: какими бы высокими ни были фэшен-замыслы творцов, их нужно продавать. С другой стороны, дизайнер сделал акцент на эпохе консьюмеризма, в которой мы с тобой живем – нам доступно всё, но нужно ли нам такое изобилие? Под конец шоу Лагерфельд провел небольшой психологический эксперимент с гостями показа, разрешив им забрать с полок супермаркета Chanel всё, что они захотят. И звезды вместе с модными критиками стали сметать упаковки с брендовым логотипом.
Нужны ли им были эти крупы и бутылки с соком? Вряд ли. И на выходе из павильона охрана разрешила забрать с собой только овощи и фрукты, а остальные продукты были переданы малоимущим жителям Парижа. Так что шоу гости покинули с легким чувством неловкости и пищей – но не для желудка, а для размышлений.