Стратегия Вина Дизеля: почему мы продолжаем смотреть «Форсажи»
В прокате «Форсаж: Хоббс и Шоу» — во многом экспериментальный спин-офф саги о романтиках с большой дороги, который получился одновременно и смешным, и солидным. Кинокритик Esquire Егор Москвитин вспоминает историю создания «Форсажей» и разбирается, почему боевики все еще интересно смотреть.
Люк Хоббс (Дуэйн Джонсон) — обаятельный отец-одиночка, фанатичный бодибилдер, белозубый мотоциклист и совестливый вояка, который на дух не переносит спецслужбы, но готов работать с ними во имя спасения мира. В общем, типичный герой американской экшен-саги. Декард Шоу (Джейсон Стэтхем) — английский гопник-аристократ, который спит с женщинами, не снимая шелковую пижаму, держит мини-бар прямо в гараже, а в лондонских пробках предпочитает стоять в оранжевом спорткаре. В общем, типичный герой английской шпионской саги. Хоббс и Шоу мельком познакомились в “Форсаже 7” и крепко поссорились в “Форсаже 8”. Но в собственном спин-оффе им придется работать плечом к плечу, чтобы реабилитировать одну красивую шпионку (Ванесса Кирби) и остановить одного пуленепробиваемого злодея (Идрис Эльба).
Новый “Форсаж” прекрасен всем, кроме хронометража. Логическую точку в фильме можно поставить уже на отметке час двадцать — после бойни на одном вновь ставшем актуальным восточноевропейском курорте. Но потом блокбастеру понадобится еще целый час на тормозной путь. И этот час тоже будет вполне себе фееричным, хотя бы из-за экспедиции в самый экзотический пока что географический уголок франшизы. Но самые нетерпеливые зрители все равно почувствуют себя застрявшими в транспортной пробке.
Зато всех остальных ждет шумный и красочный летний фильм-фестиваль. Хоббс и Шоу — такой же искрометный дуэт, как и герои “Агентов АНКЛ”, а Джонсон и Стэтхем — отличные комедийные актеры. Придумай бессменные сценаристы “Форсажей” Крис Морган и Гэри Скотт Томпсон еще шуток по семь, и фильм стал бы таким же смешным, как “Красная жара”, “Смертельное оружие” и “48 часов” — эталоны жанра бадди-боевиков. Прекрасная британская актриса Ванесса Кирби, перебравшаяся из театральных постановок Теннесси Уильямса и Антона Чехова сначала в сериал “Корона”, а затем и во франшизу “Миссия невыполнима”, в одиночку гарантирует, что юный зритель покинет кинозал с правильными идеалами. Впрочем, не совсем в одиночку: в начале фильма будет еще и долгая и бесстыжая сцена во время показа нижнего белья в Лондоне, а в середине появится Эйса Гонсалес с отрядом девушек-киллеров. И эти внешне похожие на Тейлор Свифт и ее squad из клипа Bad Blood валькирии теоретически могут стать героинями собственного спин-оффа. А короткие камео нескольких суперзвезд — перечислить которых было бы спойлером, ведь некоторых нет даже в титрах — и вовсе превращают “Хоббса и Шоу” в самый смешной из всех “Форсажей”.
Но не самый изобретательный — несмотря на усилия режиссера “Джона Уика” и “Взрывной блондинки” Дэвида Литча. До полетов в стратосферу, схваток с подводными лодками, нашествия автозомби и почти эйзенштейновской сцены с младенцем из “Форсажа 8” фильму, увы, далеко. Впрочем, экшен-сцены и комедийные разрядки в этом сериале давно поменялись местами: если раньше мы терпели шутки в перерывах между погонями, то теперь все стало наоборот. Последние “Форсажи” стремятся быть “эксцентричными комедиями” (screwball comedy) в том смысле, который вкладывал в этот жанр еще Голливуд времен Великой депрессии. Единственный участник нового фильма, который этого не понимает, — Идрис Эльба. Сценаристы заставили его играть злодея без малейшей эксцентрики, в самом что ни на есть трагическом ключе. У его героя такие скучные мотивация и диалоги, что Танос из “Мстителей” на его фоне выглядит интересным собеседником, которому впору записывать подкасты. Зато у Эльбы есть звериная харизма, а пугающая неуязвимость его героя создает напряжение в духе фильма “Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо”. Помните, там были негодяи в бронежилетах, убивавшие друзей героев одного за другим?