Торговец искусством
Марат Гельман – известный коллекционер, галерист, политтехнолог и оппозиционер. И как с таким человеком не поговорить про деньги?

Марат, для тебя деньги – это больше положительный герой или отрицательный?
– Положительный, конечно!
И почему же?
– Мне они дают возможность делегировать кому-то часть работы. Это вообще главное. Ключевое свойство денег состоит в том, что с их помощью я могу разгрузить себя от времязатратной, рутинной работы. Как только у меня появилась возможность, то первое – ага, водитель, второе – секретарь, третье – человек, который помогает по дому, четвёртое – няня и так далее. И чем более серьёзными делами занимается человек, чем занятей он становится, тем больше ему нужно людей, которым он готов платить, только бы они сняли с него лишнюю головную боль. Вообще, у каждого человека есть в жизни то, что он может сделать только сам, и то, что можно безболезненно поручить другим, освободив время для дел или отдыха. Или общения с семьёй.
На ваш взгляд, верна ли постановка вопроса: если ты такой умный, почему ты такой бедный?

людей, а особенно
художников,
губит компромисс
с деньгами, а
не с властью», –
считает Марат
Гельман
– Нет, не верна. Каждый человек получает то, чего он хочет. Я, например, знаю очень много умных людей, в первую очередь это художники, для которых гораздо важнее денег – иметь возможность высказаться. И вообще мне кажется, что тот, кто хотел быть богатым, – тот стал богатым, а тот, кто хотел быть знаменитым, – стал знаменитым, а тот, кто хотел спокойной жизни, – имеет спокойную жизнь. Часто деньги и спокойствие входят в противоречие. Я знаю умных богатых, у которых жизнь нервная и неспокойная. И я знаю одного человек с высшим образованием, тоже очень умного, который мог бы стать богатым, если бы хотел. Но он живёт в Черногории и ухаживает за чужим садом. У него жизнь счастливее, чем у владельца этого сада. Он живёт у моря круглый год, здесь хорошая природа, всегда на свежем воздухе, есть возможность купаться. А тот, чей сад он возделывает, приезжает сюда на два месяца, а всё остальное время дышит чёрт-те знает чем.
У Макаревича есть такая песня – либо то, либо другое. Один живёт для денег, другой – для вечности. А разве не бывает – и то и другое?
– Постфактум, конечно же, только так и бывает: вещи, сделанные для вечности, через некоторое время становятся самыми дорогими, самыми успешными. И могут даже сделать их владельца богатым.
Если удастся дожить…
– Чаще делают богатыми наследников. Это, кстати, тоже неплохо. Но бывает и по-другому, сейчас время убыстрилось, что ли. Но я точно знаю одно: если изначально задача – сделать коммерческую вещь, то у неё есть потолок. Это не означает, что художник не должен работать на заказ, до семнадцатого века фактически всё искусство было заказным. Но речь идёт о внутреннем состоянии человека, его мотивациях…