Режиссёр своей судьбы

Она сделала одну из самых успешных карьер в истории советского кино

StoryРепортаж

Режиссёр своей судьбы

0:00 /
1337.913
С Вячеславом Тихоновым в перерыве между съёмками фильма «Семнадцать мгновений весны»

Она сделала одну из самых успешных карьер в истории советского кино, обойдя все мыслимые идеологические рифы, не отвлекаясь на разрушительные кампании и компромиссы. Хотя исходные данные у неё были аховые: женщина, никому не родственница, не любовница и не жена. В профессиональной среде про её удачливость и неуязвимость слагались легенды. Кто-то, впрочем, полагал, что эти истории она сама же и придумывает, на худой конец – тонко режиссирует то, что рассказывают про неё другие…

Чистая игра

О Лиозновой вспоминает киновед и продюсер Вячеслав Шмыров, друживший с Татьяной Михайловной последние пятнадцать лет её жизни

– В 90-е я был главным редактором Студии Горького, где имел честь общаться с заслуженными ветеранами студии: Станиславом Ростоцким, Львом Кулиджановым, Вячеславом Тихоновым… И вот, наконец, я должен был встретиться с Татьяной Михайловной. Мне было назначено время визита. Тут случилось страшное: я неправильно рассчитал время пути от метро «Сокол» до лиозновской квартиры на улице Алабяна и опоздал. Что меня спасло: перед нашей встречей у Татьяны Михайловны брали интервью. Интервью она тогда давала редко, но именно с этой газетой дружила, поэтому согласилась. Всё шло прекрасно, и она даже решила показать корреспондентам какие-то памятные вещички, то есть буквально свои драгоценности… Корреспонденты уходят – а сумочки с драгоценностями нет! Потеряла, спрятала и забыла, а может, вообще украли? Волнение её было таково, что она… заснула. И во сне увидела, где же находится эта злосчастная «бальная сумочка», как она её называла. И тут появляюсь я. И всё это чудесное возвращение – памяти, сумочки, драгоценностей (кстати, не бог весть каких денег они стоили) – как бы упало на меня. С тех пор мы общались.

Татьяна Лиознова. 1982 год

Сцена трогательная, какая-то очень лиозновская, будто из её фильмов. Говорят, Татьяне Михайловне было свойственно очень избирательное отношение к людям, какая-то своя, причудливая логика.

– Да, о её непростом характере ходили легенды. Каюсь, в своё время я бравировал нашим знакомством и пользовался случаем, чтобы сказать кому-то из актёров, кто у неё снимался: вот я дружу с Лиозновой, завтра иду в гости, передать от вас привет? Многие неподдельно пугались: передашь ей «приветик», а в ответ такое прилетит… Многие её боялись.

Поэтому она и не работала в кино с 1986 года – с ней не хотели связываться? Как она сама относилась к этому простою?

– Она не понимала, почему так. Хотя большая неудача её последнего произведения – телефильма «Конец света с последующим симпозиумом» – ею была воспринята вполне адекватно. Татьяна Михайловна долгое время жила с идеей перемонтировать это кино, пыталась и меня привлечь. Я посмотрел «Конец света» и честно сказал, что перемонтировать его невозможно.

В перестроечные 80-е произошло ещё одно болезненное для неё событие: в издательстве «Искусство» «рассыпали» её книгу, написанную в соавторстве с киноведом Ириной Шиловой. Это были очень живые рассказы о себе, о профессии. Потом уже моя коллега Татьяна Муштакова нашла ход в архив издательства, и нам удалось выцепить набор книги и – самое главное – архив фотографий, которые Лиознова отдала в «Искусство» и считала его безвозвратно потерянным.

В начале 90-х Татьяна Михайловна не смогла понять и оценить масштаб вымывания людей своего поколения, кинематографа той эпохи из новой жизни. Потом не вполне понимала, что конкретно в её наследии признано классикой. Может, какие-то вещи стала понимать лучше, общаясь с Александром Любимовым, когда их свела совместная работа над цветной версией «Семнадцати мгновений весны». А в годы перестройки… Она много сил отдала идее создать объединение музыкального фильма. В итоге оно было создано, но без её участия. А ведь музыкальное кино было её заветным делом, мечтой всей жизни! Ей нравились чистая игра, маски, мюзикл.

Карнавал? Недоиграла в юности, в детстве?

– Возможно. Знаете, а я ведь побывал в её родном доме, мы его нашли, он стоял (может, и теперь стоит) у самой железнодорожной насыпи, в Переяславском переулке. Вот это была её Москва. Там, в огромной коммунальной квартире, прошло её детство. Папа-инженер отвечал за сбор показаний всех счётчиков – это говорило о его огромном авторитете. Он погиб в Великую Отечественную, почти сразу, в 41-м. Перед уходом на фронт он фактически благословил Таню на то, чтобы «идти в артистки». А мама была совсем другая, она сомневалась в Танином выборе. Но Таня состоялась в профессии и в будущем удивительным образом сумела встроить маму в свою профессиональную жизнь. Каждое собрание на Студии Горького неизменно заканчивалось вопросом директора студии Григория Ивановича Бритикова: «Так, а что по этому поводу думает Ида Израилевна?» Причём послушать, что скажет Ида Израилевна, было весьма небесполезно!

Возвращаясь к теме музыкального кино… А вы знаете, что замысел «Трёх тополей» возник потому, что она хотела что-то сделать с песней «Опустела без тебя земля»? Ещё и рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке», который лёг в основу этого фильма, не прочитала, а песня уже была. И Татьяне Михайловне почему-то было важно перенести её на экран.

Таня с родителями

Экранизация песни? Кажется, был такой жанр в истории немого кино. Экранизировали романсы. Зрители, особенно неграмотные, могли не читать титры – всё и так известно.

– Она видела родство романса и мелодрамы. Обожала песенники. Помню, как она взяла с собой в больничную палату именно песенник. Это были уже самые последние месяцы её жизни. Я пришёл её навестить, начал этот песенник читать. И обнаружил, что в романсе «Шумел камыш» целых двадцать семь, если не больше, эпизодов! Лиознова рассказала мне, что она со студентами ставила весь этот романс: если следовать куплет за куплетом, то получалась законченная мелодрама, целый сериал. Так они проходили этюдный период…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глобальный Рейх Глобальный Рейх

Что, если бы страны «оси» победили во Второй мировой войне

Naked Science
На нервы действуют На нервы действуют

Новое слово в лексиконе бьюти-экспертов — «нейрокосметика»

Glamour
Улыбаться жизни вместе Улыбаться жизни вместе

Кто сказал, что жизнь – это всегда преодоление?

Psychologies
«Мой сын не понимает, как женщина может сидеть дома и вообще не работать»: 5 историй о том, как совместить МВА и семью «Мой сын не понимает, как женщина может сидеть дома и вообще не работать»: 5 историй о том, как совместить МВА и семью

Как женщины одновременно получают МВА, делают карьеру и воспитывают детей

Forbes
#инструктаж: как провести этичную рекламную кампанию в интернете #инструктаж: как провести этичную рекламную кампанию в интернете

Как заповедь «Не обидь» стала главной для интернет-маркетологов

РБК
5 женщин в рейтинге богатейших госслужащих и депутатов 5 женщин в рейтинге богатейших госслужащих и депутатов

Женщины в новом рейтинге Forbes

Forbes
1997 год 1997 год

Крупный бизнес тем временем продолжает делить оставшиеся государственные активы

Esquire
Немецкие цеппелины над Эрмитажем Немецкие цеппелины над Эрмитажем

Очень интересную, необычную роль играл Императорский Эрмитаж в жизни тыла

Дилетант
Первым инвестором стартапа Grabr оказался отец основателя, коллекционер Григорий Бальцер Первым инвестором стартапа Grabr оказался отец основателя, коллекционер Григорий Бальцер

Коллекционер Григорий Бальцер вложился в проект Grabr

Forbes
Алла Сараева: Нужно ли заменить «Архипелаг ГУЛАГ» Библией в школьной программе Алла Сараева: Нужно ли заменить «Архипелаг ГУЛАГ» Библией в школьной программе

Олег Смолин поддержал инициативу добавить в школьную программу тексты из Библии

СНОБ
6 находок думающих родителей: сценарии идеального вечера с ребенком 6 находок думающих родителей: сценарии идеального вечера с ребенком

Несколько способов интересно провести вечер с ребенком, не выходя из дома

Psychologies
«Мы могли предотвратить сотни смертей»: основатель Bellingcat о том, как сайт расследовал катастрофу MH17 «Мы могли предотвратить сотни смертей»: основатель Bellingcat о том, как сайт расследовал катастрофу MH17

Основатель сайта Bellingcat — о войне в Сирии и расследовании катастрофы MH17

Forbes
Уличный протест в цифровую эру: почему власть не должна бояться митингов Уличный протест в цифровую эру: почему власть не должна бояться митингов

Благодаря сетевым технологиям митинги уже никогда не станут многочисленными

Forbes
Как эволюция привела нас к сумасшествию Как эволюция привела нас к сумасшествию

Любое душевное неблагополучие — это опасность и повод для тревоги

Наука и жизнь
Центробанк идет в добровольный отказ Центробанк идет в добровольный отказ

Три вопроса о предложении отложить начало реформы накопительной пенсии

РБК
«Мы превратимся в киборгов». Президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов о будущем образования «Мы превратимся в киборгов». Президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов о будущем образования

Интервью с президентом московской школы управления «Сколково» Андреем Шароновым

Forbes
Пакет не нужен Пакет не нужен

К счастью, светлое будущее все еще в наших руках

Glamour
6 самых мрачных заброшенных отелей мира (наверняка там есть призраки) 6 самых мрачных заброшенных отелей мира (наверняка там есть призраки)

Двери этих отелей неприветливо закрыты

Playboy
Патрик Стюарт – ваш проводник в стиль 1990-х Патрик Стюарт – ваш проводник в стиль 1990-х

Почему сегодня все хотят одеваться как 25 лет назад

GQ
Зачем миллион американцев планируют штурмовать зону 51 Зачем миллион американцев планируют штурмовать зону 51

Чем примечательна локация в пустыне Неваде и стоит ли в нее стремиться

РБК
Марк Эспер объявил кибервоенное положение Марк Эспер объявил кибервоенное положение

Кандидат в министры обороны США представил свою программу в сенате

РБК
Коворкинг: что это такое, в чем его преимущества и кому он подходит больше всего Коворкинг: что это такое, в чем его преимущества и кому он подходит больше всего

Мы расскажем про новый подход к организации рабочего пространства

Playboy
Бизнес, который работает в кризис. 30 самых выгодных франшиз в 2019 году Бизнес, который работает в кризис. 30 самых выгодных франшиз в 2019 году

Forbes составил топ-30 самых выгодных российских франшиз

Forbes
«Бизнес существует чтобы менять жизнь людей» «Бизнес существует чтобы менять жизнь людей»

В России набирает обороты социальное предпринимательство

Огонёк
Бумажный солдат Бумажный солдат

В то время, когда все говорят о смерти печатных СМИ, основан сервис Stack

Seasons of life
Минкомсвязи поймали на навязывании VPN Минкомсвязи поймали на навязывании VPN

РСПП раскритиковал нормативную базу закона о «суверенном Рунете»

РБК
Личность, скрывающаяся за монстром. Эксклюзивное интервью создателя Ганнибала Лектера Личность, скрывающаяся за монстром. Эксклюзивное интервью создателя Ганнибала Лектера

Автор «Молчания ягнят» Томас Харрис не давал развернутых интервью с 1970-х

Forbes
(Не) время признаваться в любви (Не) время признаваться в любви

У многих встает вопрос: когда уже пора открыто признаться партнеру в любви

Psychologies
Самые высокооплачиваемые диджеи мира — 2019. Рейтинг Forbes Самые высокооплачиваемые диджеи мира — 2019. Рейтинг Forbes

Ветераны электронной музыки Tiësto и Армин ван Бюрен и другие герои рейтинга

Forbes
«Давай, до свидания!» Что сейчас делают артисты, покинувшие лейблы «Давай, до свидания!» Что сейчас делают артисты, покинувшие лейблы

Как Егор Крид попрощался с Black Star, а Скриптонит покинул Gazgolder

Cosmopolitan
Открыть в приложении