Принц с глазами газели
Под знаком Рака, любителя притаиться в тихой заводи, родился Валентин Луи Жорж Эжен Марсель Пруст, французский писатель, новеллист и критик, автор романа-эпопеи «В поисках утраченного времени», одного из самых значительных произведений мировой литературы XX века

Родился 10 июля 1871 года в пригороде Парижа. В лицее учился в классах риторики и философии. В 1889 году отправился на военную службу, а потом записался на юридический факультет в Сорбонну. В 1892 году с друзьями основал журнал «Пир», работал над романами, сотрудничал с газетами и журналами и между делом закончил филологический и философский факультеты. В 1895 году поступил на работу в библиотеку, числился там пять лет и на работе почти не появлялся, находясь в отпуске по болезни. В 1896 году в продажу поступил сборник его новелл «Утехи и дни». Четыре года работал над романом, названном «Жан Сантей» (рукопись была найдена у родственников писателя и опубликована только в 1952 году). В 1907 году начал работать над циклом романов «В поисках утраченного времени». Только одно издательство согласилось опубликовать их, и то на средства автора. В 1919 году ему была присуждена Гонкуровская премия, в 1920-м был награждён орденом Почётного легиона. Умер 18 ноября 1922 года и похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Настоящая слава и признание пришли уже посмертно.
Карьера
Всё зависит от того, в каком бульоне варятся Раки. Если их родители способствуют созданию интеллектуальной атмосферы, то дети вырастают семи пядей во лбу. У Пруста был умнейший папа, из семьи мелких коммерсантов, написавший несколько медицинских трактатов, блестящий медик, который в двадцать девять лет возглавил клинику. А Прустова матушка, Жанна Вейль, умная женщина из прогрессивной еврейской семьи, с отличным чувством юмора и большим приданым, не только занималась с сыном немецким и латинским, но и водила его гулять на Елисейские Поля, где он поражал окружающих, читая им стихи и рассказывая, за что любит Гюго и Бодлера. Читать он любил больше всего. Объявят в школе каникулы, а он и рад – сколько времени на чтение!
В лицее Кондорсе вообще всё было прекрасно: преподавали там те, кто как-то выделился в области журналистики, литературы, философии и политики. Обстановка сложилась дружеская, лицеисты сломя голову бежали на занятия. Пруст, которого мучила астма, часто пропускал их, но планку не снижал и учился достойно. Там и начал писать в рукописные журналы, которые преподаватели настоятельно рекомендовали издавать. Писал по-своему, не всем нравилось. Меланхолии напустит, философии и самоанализа, почерк неразборчивый, абзацами пренебрегает – не всякий продерётся. Однажды попросили его прочитать своё сочинение инспектору. Тот послушал и давай губы кривить. Нет, говорит, у вас кого-нибудь другого, кто яснее и правильней пишет? А преподаватели, наоборот, хвалили Пруста и считали, что такой смелый стиль есть только у прирождённых писателей. В общем, в лицее он был в авторитете.
В литературных салонах, куда повадился молодой Пруст, его тоже хвалили. Изысканное обхождение, элегантные письма и утончённая речь, которые ему очень удавались, там были в почёте. К тому же Прусту, выходцу из состоятельной буржуазной семьи, вход в аристократические салоны Парижа был закрыт. Оставалось уповать на живой глаз, подвешенный язык и острый ум. Пруст лучился обаянием и радостно знакомился с критиками и писателями. Особенно с Анатолем Франсом, своим кумиром, широким познаниям которого искренне удивлялся. Франс, усмехаясь, объяснял, что всё просто: он не был таким красивым, как Марсель, не умел нравиться, не выходил в свет, поэтому оставался дома и читал без отдыха.
Ракам часто приходится идти к делу своей жизни наперекор обстоятельствам. У Марселя на пути встали папа Адриен и мама Жанна. Ишь, чего удумал, говорили, без стабильного заработка, да с астмой, с дохлой силой воли – и в литераторы! «Ой, всё!» – сказал сын и пошёл учиться на юриста. Диплом-то он получил, а душа к праву так и не легла. Как бы родители ни старались, сын всё равно писал и тащил в журналы тексты. Обо всём писал: о светской жизни, моде, театре, литературе. Новеллы писал и пейзажные зарисовки. И критиковал всласть. Очень уж хотелось поведать миру своё мнение, и вообще, ему было что сказать людям. Поэтому вместе с друзьями он основал собственный журнал и размещал там философские эссе, заметки о моде и небольшие новеллы, в основном на тему несчастной любви. Писал, например, о том, что сам объект любви и его достоинства малозначительны для возникновения чувства. И всё очарование объекта в голове влюблённого. Наблюдателен был, хоть и молод.