О, типичный русский медведь!
Дебютный фильм Вадима Перельмана, сорокалетнего эмигранта из СССР, снятый на студии Стивена Спилберга, получил три номинации на «Оскар» и сделал своего автора знаменитым. Сегодня голливудский режиссёр снимает фильмы в России и рассказывает о том, из чего складывается образ русского человека в американском кинематографе

Образы русских людей в американском кино всегда отличались карикатурностью. Это политика виновата?
– Думаю, в холодную войну это была политика. Потом, когда она закончилась, и до последнего обострения отношений – просто потому, что русских считают такими… как люди, только намного больше. Американцы всегда говорят: «О, russian bear, oh he is so russian – look at him» («О, русский медведь! Посмотри-ка, типичный русский!»). Он может на холоде быть, может гвозди гнуть, такие стереотипы… Я считаю, что это комбинация политики и стереотипов. Именно такой карикатурности.
С чем связана эволюция образа русских в американском кино – от советских шпионов-гамадрилов эпохи холодной войны до одноногой Светланы в «Клане Сопрано» или драматических персонажей сериала «Американцы»? Это свидетельство изменения восприятия американцами русских?
– Я думаю, это отчасти связано с гласностью и перестройкой. Теперь американцы больше знают о русских, чем во времена холодной войны.
И потом, есть хорошие фильмы, а есть плохие. В фильме про Шостаковича, например, русских не показывают как мудил полных. А когда в каком-то боевике чувак с пистолетом забегает, это всегда карикатура.
Есть ли в американском кино какие-то русские персонажи, в которых вы можете поверить?
– Нет. Я думаю, арабов больше есть настоящих. В том числе в моём первом фильме – «Дом из песка и тумана».
У вас есть ощущение каких-то сложившихся американских представлений о русских – скажем, как о шпионах, мафиози и алкоголиках?
– Ну да. Шпионы, мафиози, алкоголики, богатые и наглые олигархи. А женщины – шлюхи или содержанки. Так и есть.
Можно ли сказать, что это свойственно не только американцам, но и всем: когда какие-то яркие негативные черты представителей каждой нации становятся её репрезентацией в сознании и массовом искусстве?
– Да. А в русском кино как американцев показывают?
С американцами бывает, к европейцам или азиатам это не так относится…
– Есть тупое и поверхностное кино для среднего зрителя. Оно напичкано стереотипами. Но есть умное, арт-хаусное, интересное кино, где не все бандиты и не все шлюхи.
То есть это скорее показатель качества драматургии…
– Показатель качества драматургии, да. И на какую публику рассчитано, на уровень публики.
