Евгений Писарев: «Театр – это модель мира»

StoryКультура

Химия лириков

«Театр – это модель мира», – говорит художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев. А ещё театр – то редкое место, которое объединяет людей. Какие же идеи сейчас, как никогда, могут всех сплотить?

Александра Машукова

0:00 /
1255.528
Евгений Писарев (в центре) на репетиции спектакля «Таланты и покойники»

Как вам кажется, театр способен стать утешителем в трудные времена? Знаете, как в эпоху Великой депрессии в США люди спасались от тревоги и хандры в кинотеатрах – смотрели комедии, лав-стори.

– Для меня театр – это немного башня из слоновой кости, в которой ты прячешься от улицы. И окружающая жизнь меня всё больше убеждает в правильном выборе пути. Я строю другую реальность, потому что та реальность, которая за окном, ничего хорошего не предвещает. Раньше я очень хотел разделить эти две сферы, думал, что вот есть театр, а есть – жизнь. И жизнь богаче, чем театр, больше, интереснее, важнее. А сейчас понимаю: нет. Театр интереснее, чем жизнь. Театр и есть жизнь. Он не прекращается с выходом из здания на улицу, он заполняет тебя. Наверное, поэтому у меня столько спектаклей о любви к театру, о любви в театре – это и «Влюблённый Шекспир», и «Апельсины&лимоны», и «Дом, который построил Свифт», где вроде бы совсем другая история, и даже «Кинастон» в Театре Олега Табакова тоже на эту тему.

Я не приверженец остросоциальных тем, публицистики на сцене. Это не значит, что в театре этого не должно быть – просто этим должны заниматься какие-то другие театры. И признаться, когда у Юрия Бутусова возникла идея поставить «Доброго человека из Сезуана» Брехта, я немного опасался, что получится проблемный спектакль о том, как выжить человеку в современном мире. Пришёл на первый прогон и вижу: он о любви! А все социальные мотивы ушли на второй план. У нас в афише вообще очень много спектаклей о любви. Даже когда я ставил американские комедии, то подсознательно выбирал для постановки не «Номер 13», где прячут труп в шкафу, а пьесы, в основе которых лежат довольно романтические представления персонажей о жизни. Они живут романтическими идеями, несмотря на то что это вроде бы чисто коммерческие комедии положений. Но не могу сказать, что это какая-то генеральная линия, которой я придерживаюсь. Может быть, так выходит потому, что, как бы это романтично ни звучало, я пытаюсь театр строить на любви. Дело строить на любви. И это моё стремление, отношение к жизни невольно транслируется, переносится на сцену.

Понятно, что театр не то место, где люди зарабатывают большие деньги, не то место, где к актёру приходит настоящая слава: кино, телевидение приносят это гораздо быстрее и куда в более значительном объёме. Поэтому в театре можно существовать только по любви, я считаю.

Даже наш спектакль «Камерный театр. Сто лет» по пьесе Елены Греминой, который мы сделали в память о великом театре, предшественнике Театра Пушкина, получился в первую очередь о любви двух людей – режиссёра Александра Таирова и его жены и первой актрисы Камерного театра Алисы Коонен. О том, как за 35 лет жизни театра они не предали друг друга, хотя у них были такие соблазны и обстоятельства складывались так, что иногда это могло оказаться почти неизбежным. Таиров умер в 1950-м, через год после закрытия Камерного театра, она пережила его на 24 года, и заточение, которое она сама себе придумала, было связано с клятвой верности своему любимому человеку. Не в его спектаклях, не в его театре, не под его крылом она не хотела играть. Алиса Коонен ведь не прокляла Театр Пушкина, как писали и пишут, она поклялась, что больше никогда не выйдет на эту сцену. А приглашали её очень много, каждый новый худрук, который сюда приходил, но она отказывалась.

И на самом деле, идея, что театр – это попытка создать другой, новый мир, не тот, за окном, с которым ты ничего не можешь сделать, а который ты сам придумываешь, сам раскрашиваешь – она ведь таировская. И она мне очень близка.

«Я делаю то, чем мало кто занимается, – пытаюсь вернуть в театр театральность» Евгений Писарев

Считается, что интриганство и «террариум единомышленников» – это специфика исключительно театрального мира. Если бы. В любом коллективе всё это присутствует в изобилии. Просто в театре страсти чаще вырываются на поверхность – герои-то публичные люди, известны всем. Как вы научились с этим справляться, управлять этим?

– Чтобы не было никаких склок, группировок, я стараюсь соблюдать баланс. А это сложное дело. В этом театре, ещё со времён Алисы Коонен, женский образ и женская тема сильнее мужской. С таким количеством прекрасных актрис, конечно, трудно. Куда проще, когда в театре есть одна героиня. Может, и время такое, что женщины рулят. Во всяком случае, в театре давно так. У нас очень много женщин – во всех цехах: костюмеры, гримёры, не говоря уж про контору. Зав постановочной частью – женщина, а ещё лет двадцать назад это считалось мужской профессией. Когда мы выезжаем на гастроли за границу, то, как правило, технические директора в зарубежных театрах – тоже женщины. Когда во время общего собрания я вижу это количество женских лиц, то понимаю, что я в неравной борьбе с ними. Но мне кажется, что это всё оправданно и логично: театр – модель мира, общества, и конечно, женщины занимают в нём всё более главенствующую позицию. Патриархатом его точно не назовёшь. И что делать?..

Я не ставлю на одну актрису. Конечно, равной занятости не может быть никогда, театр не место для справедливости. Но актрисы видят, что люблю я их всех, пытаюсь со всеми общаться, говорить, думать об их судьбе, о том, как будет развиваться их творческая жизнь в театре.

Хотя, конечно, режиссёры, которые чётко очерчивают круг и ставят на одного и того же артиста, делают свою жизнь более безопасной. Я знаю, что эта актриса меня не подведёт, что она меня хорошо слышит, – зачем мне работать с другой, которая, может быть, талантлива, но ещё неизвестно, что у неё получится? Но так рассуждают хорошие режиссёры. А хорошие худруки думают иначе. Они должны рассуждать таким образом: и это судьба – и это судьба. Мне как худруку важна труппа, важны все краски, которые в ней есть.

Вы поняли, как наладить систему, чтобы в ней гармонично уживались и артисты, творческая часть, и управленцы?

– Понимаете, за день до предложения возглавить Театр Пушкина я и не думал о том, как руководить труппой. Прекрасно чувствовал себя в МХТ им. Чехова в компании Олега Павловича Табакова в качестве его помощника, жил насыщенно, ни за что при этом не отвечая. Я согласился возглавить Театр Пушкина только потому, что это не чужой мне театр и в нём случилась беда – умер его художественный руководитель Роман Козак. Я даже не знаю, если бы сейчас, со своим сегодняшним опытом, пришёл в театр, был бы я так же мягок, терпелив и внимателен?.. Но, наверное, всё-таки был бы, потому что я люблю артистов, сам закончил актёрский факультет, тринадцать лет работал артистом и не думал, что стану режиссёром. На самом деле, любой руководитель хочет одного – чтобы был хороший театр, в том понимании, как мы себе это представляем. Чтобы были интересные спектакли, чтобы на нас обратили внимание, чтобы мы были лучшими.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зачем в кинотеатрах по всему миру показывают оперу и театральные постановки? Зачем в кинотеатрах по всему миру показывают оперу и театральные постановки?

Спектакли, транслируемые из Венской оперы или Большого театра – в кинотеатрах

GQ
Сооснователь Netflix: Ваша идея — отстой. Но это вообще не важно Сооснователь Netflix: Ваша идея — отстой. Но это вообще не важно

Вы должны перестать думать и начать делать

Inc.
Сладкое слово свобода Сладкое слово свобода

Чтобы избавиться от тяги к сладкому и пяти лишних килограммов, не нужно диет

Vogue
Обмену не подлежит? Обмену не подлежит?

Может ли косметика переставать действовать?

Лиза
В древней пещере майя нашли десятки отпечатков детских рук В древней пещере майя нашли десятки отпечатков детских рук

Отпечатки детских рук в древней пещере майя

National Geographic
Как работают гаджеты-геометки: разбираемся на примере Galaxy SmartTag Как работают гаджеты-геометки: разбираемся на примере Galaxy SmartTag

Для чего нужны Bluetooth-брелки

CHIP
Дорого, богато, смешно: кого радует «уродливая мода» Дорого, богато, смешно: кого радует «уродливая мода»

Что такое «уродливая мода»

Psychologies
Как выглядел настоящий Хатико: редкие фотографии Как выглядел настоящий Хатико: редкие фотографии

Фотографии Хатико. Тот самый пес, который почти десять лет ждал своего хозяина

Maxim
Хватит ходить с суровым лицом: 7 способов находить причину улыбнуться каждый день Хватит ходить с суровым лицом: 7 способов находить причину улыбнуться каждый день

Отличная профилактика от дурного настроения

Playboy
Излучение от томографа помогло при болезни Альцгеймера Излучение от томографа помогло при болезни Альцгеймера

Малые дозы радиации оказались эффективны в борьбе против болезни Альцгеймера

N+1
Первая глава дебютного романа Си Памжань «Сколько золота в этих холмах» Первая глава дебютного романа Си Памжань «Сколько золота в этих холмах»

Дебютный роман американской писательницы китайского происхождения Си Памжань

СНОБ
10 неожиданных современных фильмов о Великой Отечественной и Второй мировой войне — в том числе из Эстонии, Финляндии и Южной Кореи 10 неожиданных современных фильмов о Великой Отечественной и Второй мировой войне — в том числе из Эстонии, Финляндии и Южной Кореи

Современные фильмы о войны, снятые с неожиданных ракурсов

Esquire
Бог как иллюзия Бог как иллюзия

Почему религия не должна быть основой нравственности общества?

kiozk originals
В уездном городе N-ске. Часть 2 В уездном городе N-ске. Часть 2

Вымышленные города на страницах русской классики. Часть 2

Культура.РФ
Фактчек: 10 самых популярных легенд о Гитлере Фактчек: 10 самых популярных легенд о Гитлере

Развенчивание мифов об Адольфе Гитлере

Arzamas
Человек в красной феске Человек в красной феске

Поговорим о Роберте Рафаиловиче Фальке

Наука и жизнь
Асмус, Брежнева и другие: на кого звездные мужчины променяли своих жен Асмус, Брежнева и другие: на кого звездные мужчины променяли своих жен

Как выглядят девушки, ради которых звездные мужчины ушли от своих жен

Cosmopolitan
Нарушили и не заметили: 8 неожиданных штрафов для автомобилистов Нарушили и не заметили: 8 неожиданных штрафов для автомобилистов

Водители не придают значения недочетам в автомобиле и рискуют получить штрафы

РБК
Без WhatsApp и СМС: радиосвязь и проблемы защиты информации в первой половине XX века Без WhatsApp и СМС: радиосвязь и проблемы защиты информации в первой половине XX века

Как передать сообщение по радио так, чтобы его понял только адресат

Популярная механика
Нет гендиректора, а зарплату определяют коллеги: компания из Аргентины с 85 сотрудниками работает без руководителей Нет гендиректора, а зарплату определяют коллеги: компания из Аргентины с 85 сотрудниками работает без руководителей

Работа, где нет руководителей, а зарплату устанавливают сами сотрудники

VC.RU
Взлёт и падение «Белой розы»: как студенты из Мюнхена боролись с Гитлером с помощью брошюр — и оказались на гильотине Взлёт и падение «Белой розы»: как студенты из Мюнхена боролись с Гитлером с помощью брошюр — и оказались на гильотине

Брат и сестра Шоль до самой смерти боролись против нацизма внутри Германии

TJ
5 причин, почему лучше тратить деньги на новый опыт, а не на вещи 5 причин, почему лучше тратить деньги на новый опыт, а не на вещи

Можно ли купить себе счастье?

Playboy
Жизнь и творчество Эдварда Мунка — в новой биографии художника. Публикуем фрагмент книги новержской писательницы Атле Нэсс Жизнь и творчество Эдварда Мунка — в новой биографии художника. Публикуем фрагмент книги новержской писательницы Атле Нэсс

Отрывок из книги Атле Нэсс "Эдвард Мунк. Биография художника"

Esquire
Утерянные более ста лет назад кости викингов нашли в неправильно подписанной коробке Утерянные более ста лет назад кости викингов нашли в неправильно подписанной коробке

В Национальном музее Дании обнаружили останки из знаменитого кургана Бьеррингхея

N+1
Как проходит допрос сексуальных маньяков Как проходит допрос сексуальных маньяков

Почему люди становятся маньяками, и что ими движет?

СНОБ
Клещевой системный боррелиоз: что такое болезнь Лайма и как ее лечить Клещевой системный боррелиоз: что такое болезнь Лайма и как ее лечить

Чем может закончиться укус клеща

РБК
«Кошачьи» кубиты сделали квантовый компьютер более отказоустойчивым «Кошачьи» кубиты сделали квантовый компьютер более отказоустойчивым

Связано это с тем, что коты Шредингера являются устойчивыми к переворотам

N+1
Романтик с большой дороги: как дизайнер из Томска зарабатывает на фотографиях несуществующих людей Романтик с большой дороги: как дизайнер из Томска зарабатывает на фотографиях несуществующих людей

Зачем россиянин, живущий в Аргентине, охотится за лицами людей по всему миру?

Forbes
Пластик нашли даже в мышцах морских черепах Пластик нашли даже в мышцах морских черепах

Загрязнение вышло на новый уровень

National Geographic
«Русские рукавицы» в регистрах Зунда «Русские рукавицы» в регистрах Зунда

Зундские таможенные регистры

Наука и жизнь
Открыть в приложении