Доктор Шишонин: «Экономика + здоровье = будущее»
Эта беседа с Александром Шишониным будет посвящена здоровью как социальному фактору. Не зря ведь говорят, что в постиндустриальной экономике главным ресурсом является не сырьё, а люди. Но каково качество этих людей? И не правильнее ли сказать, что главным ресурсом экономики является здоровье?

Вот факт – с появлением и развитием медицины, когда у нашего вида выключился естественный отбор, то есть когда выживать и доживать до репродуктивного возраста стали те ослабленные особи, которые раньше просто умерли бы в детстве, унеся свои слабые гены из жизни, у человечества стал накапливаться «отрицательный генетический груз». Генетики объясняют это накоплением так называемых слабовредных мутаций, которые, несмотря на столь легковесное название, всего за несколько поколений сводят вид в могилу. Об этом говорят многочисленные эксперименты, проведённые с мухами дрозофилами, – как только мухам частично отрезают естественный отбор, они начинают стремительно вырождаться. Второе начало термодинамики неумолимо!
Мы как эти мухи. Уже сегодня в развитых странах практически не рождаются здоровые дети, о чём ещё будет сказано ниже и подкреплено цифрами. Генетики утверждают, что до полного вырождения человечество отделяют всего три-четыре поколения.
Проблема науке известна. Каково же решение? Учёные уповают на генную инженерию, которая всё подремонтирует. Но сможет ли? И успеет ли?
– Сегодня как никогда велик контраст между величайшим взрывом «железных» технологий и печальным существованием наших напичканных хроническими недугами бренных тел. Смогут ли и дальше эти тела поддерживать накал прогресса, раскручивать маховик экономики? Американо-английский поэт-модернист Томас Элиот писал, что мир закончится не взрывом, а всхлипом. Есть ли вообще у человечества будущее или мы присутствуем при последнем всхлипе истории? И какую роль в экономике и функционировании цивилизации играет то, что мы, имея, совершенно не ценим, а потерявши, плачем, – здоровье?
Существует такое даосское изречение, которое мне очень нравится: «Каждый день по капле наполняется чаша жизни. Каждый день по глотку выпивает её смерть. Если капля будет весомее глотка, разве сможет смерть выпить чашу жизни?» Это прекрасная иллюстрация двух начал, борющихся в человеке: Второго начала термодинамики и ежеминутной борьбы с ним живой системы. Когда ребёнок растёт и учится, жизнь побеждает. Но в долгую всегда выигрывает смерть.
Я заметил. Только поясните читателям про Второе начало термодинамики. А то не все в курсе, хотя и слышали краем уха.
– Это физический закон, который прогнозирует нарастание энтропии, то есть наращивания хаоса – умирания, изнашивания и разрушения всего и вся. Сложные системы только потому и могут существовать, что ведут нескончаемую ежесекундную борьбу против энтропии, затрачивая на это всю добываемую энергию. Это делают все живые системы.
Это делает наше тело. За наше долгое существование мы расплачиваемся гибелью наших клеток. Которые сменяют друг друга, обновляя нас, и которые приносят себя в жертву в борьбе с хаосом… И это делает вся наша цивилизация, расплачиваясь в борьбе против энтропии нами. Мы – это клетки цивилизации. Мы гибнем, она живёт. И точно так же, как живы и здоровы мы, пока живы и здоровы наши клетки, так и цивилизация на нашей планете жива, пока живы и здоровы мы.
А что же представляет собой организм цивилизации, если его рассмотреть именно с этой стороны, как единый организм? Давайте поглядим на «анализы», то есть на демографическую статистику. И здесь российская статистика не принципиально отличается от других стран, если, конечно, исключить те из них, где люди до сих пор умирают от инфекций и просто не доживают до ХНИЗ – хронических неинфекционных заболеваний, от которых мрёт цивилизованное человечество. Я имею в виду сердечно-сосудистые поражения, рак, диабет, атеросклероз, панкреатит, артрит…
Итак, в 2017 году в России умерло 1 826 125 человек. Из них 863 тысячи – от болезней системы кровообращения, а попросту говоря, от осложнений гипертонии. Львиная доля. Остальные – это рак, травмы, воспаления лёгких, убийства, автоаварии, инфекции… А родилось за тот же год 1 690 307 детей, из них полностью здоровых – только 15%. Когда эти дети доживут до возраста вступления в экономическую жизнь, то есть до 18–22 лет, здоровыми из них останутся только 7%. Иными словами, мы уже имеем невосполняемую убыль населения – рождается народу меньше, чем умирает. К тому же умирают зрелые, умудрённые люди с опытом. А рождаются те, кого ещё надо воспитывать и учить двадцать лет, да ещё и больные.
У нас газеты вечно пугают какими-то катастрофами и апокалипсисами, а апокалипсис происходит уже сейчас – каждый божий день. Наша цивилизация, состоящая из людей-клеточек, ежедневно теряет и в количестве, и в качестве – и «клеточки» умирают, и процент больных хроническими заболеваниями растёт, а сами заболевания стремительно молодеют. В организме цивилизации нарушен баланс синтеза и распада. И всё перечисленное – это старческие симптомы. То есть наша цивилизация по всем признакам – стареющий организм. А что может старик? Цивилизация была построена и достигла вершин своего могущества совершенно на другом базисе здоровья. Нынешнему же старику пора на пенсию.
Теперь возьмём микроскоп и посмотрим, что же мы имеем на «клеточным уровне»? Процент детей в обществе падает, а пенсионеров – растёт, пенсионеры при этом больны практически поголовно и соответственно больше занимаются своими хворями, чем воспитанием внуков. Родители этих внуков вечно на работе, и они тоже не очень здоровы – те, на ком лежит экономика, менее крепки, чем вышедшие на пенсию старики в их возрасте, а следующее поколение будет ещё слабее…