Стесняюсь спросить: 10 важных вопросов урологу

Забота о своем здоровье — дело полезное, но даже в нем находится немало места стеснению и вредным заблуждениям. О том, с какими проблемами стоит идти к урологу, а чего, наоборот, бояться не стоит, мы расспросили Константина Локшина, доктора медицинских наук и руководителя центра оперативной урологии, онкоурологии и андрологии медицинского центра GMS Clinic.
С какими симптомами стоит идти к урологу, а каких не стоит бояться?
Один из ключевых признаков, с которым надо к урологу — кровь в моче и кровь в эякуляте. Этот момент игнорировать ни в коем случае нельзя. Особенно курящим, потому что курение — это фактор риска рака легких, рака мочевого пузыря, и, хоть и в меньшей степени, рака простаты.
Другие признаки — это боли и неприятные ощущения в яичках, боли в промежности, необычные выделения из мочеиспускательного канала, боль в пояснице, особенно, если она проявляется с одной стороны.
Если яички или одно из них меняются в размере — тоже повод показаться врачу. А вот разное их положение как раз не должно тревожить.
Нужно следить за тем, как выделяется моча — боли быть не должно, а походов в туалет должно быть в среднем 6-8 раз в сутки. Если струя слабая, мочеиспускание затрудненное, прерывистое, появляется недержание, частые ночные позывы — все это поводы для того, чтобы обратиться к врачу, хотя далеко не все из них точно значат, что человек болен.
Аденома простаты — это приговор и дальше будет только хуже?
Нет, совсем нет. У большинства мужчин после 40-50 лет в той или иной степени появляется аденома, а к 90 годам — у всех. Но только примерно у трети из них она становится болезнью, для остальных это, скажем так, процесс взросления. Аденома — не приговор, большинству мужчин даже не требуется лечение и достаточно наблюдения. Для большинства людей, которых все же нужно лечить, есть решения для консервативного лечения этой болезни. И только 25-30% от этой трети может, в конечном итоге, понадобиться операция.
Какие распространенные страхи, связанные с урологическими болезнями, не имеют под собой оснований?
Страх по поводу перерождения аденомы в рак, например, безоснователен — вопреки тому, что пытается навязать недобросовестная реклама иногда. «Вы проверялись на скрытые инфекции? А то от них будет простатит, аденома, а потом рак». Мало того, что это не так, это как раз и становится причиной страхов — человек решает никуда не идти и не проверяться, мол, чему быть, того уже не миновать, а это как раз вредно для здоровья.
Да, лучше не болеть ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем — Esquire), и да, аденома возникает практически у всех мужчин в конечном итоге, но нет, она не перерождается рак. У мужчин после 45-50 лет действительно появляется параллельный риск возникновения рака простаты, но они не связаны между собой, они даже вырастают из разных частей предстательной железы.
Еще есть страх операций. Все нормальные люди боятся операций, это естественный страх. Но операция — это далеко не всегда страшное серьезное вмешательство и тяжелое восстановление, иногда для него достаточно пары дней. Здесь всегда нужно искать золотую середину, чтобы не поддаваться на провокации врачей и не делать ненужные манипуляции, но и не упустить момент, не дать проблеме стать сложно решаемой или неразрешимой вместо того, чтобы сделать хорошую, изящную операцию, после которой человек об этой проблеме забудет. Сейчас, например, после операции по аденоме в больнице человек находится один день и возвращается к нормальной жизни.
Есть ли вредные мифы, связанные с ЗППП?
Конечно, например, что оральный секс без презерватива — безопасен и через него болезни не передаются. Передаются, поэтому о защите стоит заботиться в любом случае и регулярно проверяться. По международным рекомендациями, если у человека два или более партнеров в течение года, то рекомендуется проходить ежегодный скрининг на ЗППП.