Стэн Смит: история человека, который стал ботинком
Рассказываем историю “неплохого” теннисиста Стэна Смита, ставшего самым известным брендом в мире спортивной обуви
-Наверное, мое лицо на кроссовках выглядит немного странно, — говорит Стэн Смит, откинувшись в кресле в тени аккуратных деревьев его сада, разбитого в районе Уимблдон Коммон. Воздух пропитан сладковатым ароматом гортензий, вокруг — дорогой ландшафтный дизайн. Высоко над нами пролетают Boeing 747, чьи странные песни раздаются эхом по всем траекториям полета аэропорта Хитроу.
Легенда американского тенниса одет в безупречный темно-синий блейзер и бледно-голубую рубашку. Он очень высок (195 см), у него римский профиль, а спокойный взгляд синих глаз напоминает о бирюзовом бассейне в предрассветный час. Его волосы, по-прежнему расчесанные на прямой пробор, обрамляют доброе лицо, ставшее практически бронзовым за долгие годы преследования теннисного мячика по корту под палящим солнцем.
На 72-м году жизни его рыжие усы частично окрасились в серебристый, однако в остальном они остались неизменными, все так же аккуратно подстриженными, как корты Всеанглийского клуба. На ногах у него — легкие кроссовки с его именем, вместо шнурков три черные липучки, а лицо самого Смита выглядывает из-за них на язычке. На данный момент у него около 80 пар спортивной обуви модели “Стэн Смит”.
— Жаль, у меня не осталось самых первых, — говорит он с грустью. — Я бы с радостью показал вам самую первую модель.
Больше всего Смит любит классику — белые кожаные кроссовки, — но черные кожаные и синие замшевые ему тоже нравятся.
— Хотите расскажу кое-что смешное? — спрашивает Смит. — Три года назад я сидел в королевской ложе на Уимблдонском чемпионате, как откуда ни возьмись появляется Хью Грант. Он подошел ко мне и сказал: “Представляете, я впервые поцеловался в ваших кроссовках!” Я был в шоке, но, по всей видимости, моя обувь как-то соединяет людей.
Хью Грант попал в хорошую компанию: по сдержанным оценкам, начиная с 1971 года в мире было продано более 50 млн пар обуви модели “Стэн Смит” (реальная цифра, скорее всего, еще выше), что делает ее самой продаваемой в истории adidas. Долгосрочное сотрудничество, космический успех и невероятное превращение Стэна Смита из теннисиста в обувного магната и друга Фаррелла Уильямса — результат сочетания таланта и очень большой удачи.
Изначально модели “Стэн Смит” не было вовсе. Вместо нее была “Робер Эйе”, названная в честь французского теннисиста, которого в 1965 году Хорст Дасслер, сын Ади, выбрал лицом расширяющейся линейки теннисной обуви. Эта модель приобрела невероятную популярность среди игроков в теннис благодаря инновационным (на тот момент) технологиям: главным материалом была кожа, а рисунок протектора подошвы впервые приобрел узор “елочка”, благодаря чему кроссовки были гораздо прочнее своих парусиновых конкурентов.
В 1971-м Эйе объявил о завершении спортивной карьеры, что вынудило Хорста искать нового амбассадора, который бы представил миру обновленную модель; нужен был кто-то, кто помог бы завоевать Америку. Так уж вышло, что во время, когда закатилась звезда карьеры французского теннисиста (который позже стал коммерческим представителем adidas), карьера молодого калифорнийца была в самом зените.