Старуха Шапокляк: трагедия, скрытая за смешным образом
Нам с детства знакома зловредная старушка с белой крысой на поводке, поющая «Хорошими делами прославиться нельзя». Но что мы знаем о ней на самом деле? Кроме того, что она часто носит с собой рогатку и искренне любит своего питомца. Образ Шапокляк — собирательный, и одним из первых его прототипов послужила первая жена Эдуарда Успенского, от которой у нас осталось только имя.
Первая жена писателя
Римма Успенская, с которой писатель прожил 18 лет, умерла в 2014 году от рака. Ей было 77. По словам ее дочери Татьяны, последние месяцы женщина уже не вставала с кровати, а отец дал деньги только на похороны — на которые, впрочем, не явился.
Биограф Успенского Ханну Мякеля писал, что прототипом модной старушки стала мать писателя Наталья Алексеевна – инженер-машиностроитель и жена партийного сотрудника. Но в последующих интервью Успенский с этим не согласился:
«Нет… скорее, жена. Вообще считается, что мужчина подбирает себе жену по образцу своей матери. Мать у меня была довольно противная тетя. (…) По этому типу я выбрал себе жену, которую тоже не любил. И вот с первой жены я, может, и писал. Она такая строгая, противная, вредная»
О своей первой жене Римме, с которой он познакомился в Московском авиационном институте (МАИ), он отзывался исключительно в пренебрежительном тоне, называл ее «дамой вредной во всех отношениях»: «Сейчас только удивляюсь, как нам удалось прожить вместе восемнадцать лет! Хотя, если уж быть честным до конца, Шапокляк имеет и мои черты. Характер у меня тоже не ангельский». В браке у пары родилась дочь Татьяна, которая до самой смерти Успенского так и не простила отца.