«Средний класс ничего хорошего не ждет»: интервью Рубена Ениколопова Forbes
Реальность, в которой живет российская экономика, поменялась на годы вперед, считает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. В интервью Forbes Capital он рассказал, почему мораторий на банкротства — это плохо, по кому больше всего может ударить нефтяное эмбарго и как информационные пузыри и манипуляции информацией приводят к размыванию правды.
Негатив от правительства
«Весь негатив от внешнего мира [после начала «спецоперации»*] у нас почти отыгран. Я бы очень боялся негатива от правительства России — что будут приниматься меры, которые нанесут еще больший вред российской экономике и не позволят ей принять реальность того, что в ней поменялось. Структура экономики должна меняться — это означает, что нужно дать возможность каким-то предприятиям обанкротиться, другим подняться. Мораторий на банкротство [введенный правительством на шесть месяцев. — Forbes], например, это временная мера, и в моменте ее можно принять, но если она будет долго существовать, то это тормоз на пути структурной перестройки.
Лучшее, что может сейчас сделать правительство, — это ничего. Чем больше оно отпустит вожжи, уменьшит регулирование и даст экономике подстроиться под новую реальность, тем лучше. Но я этого по политическим причинам не ожидаю. Любое правительство пытается доказать собственную важность и считает, что активность свидетельствует, что оно делает что-то полезное. Это далеко не всегда так.
Правительство может поддержать структурные изменения глобальными мерами, например программами, направленными на то, чтобы облегчить поиск работы для безработных. Но если будут проводиться ограничения, которые будут увеличивать скрытую безработицу и не будут позволять увольнять людей, это плохо для экономики, поскольку не будет перетока трудовых ресурсов из бесперспективных отраслей в отрасли, которые могут расти».