Рассказываем про удивительные коллажные алтари из музея Хоф ван Буслейден

ArzamasКультура

Средневековые арт-объекты: что такое «запертые сады» из Мехелена

Реликвии, цветы, паломнические значки и «агнцы Божьи» — рассказываем про удивительные коллажные алтари из музея Хоф ван Буслейден.

Автор Михаил Майзульс

«Запертый сад» со святыми Елизаветой, Урсулой и Екатериной. Мехелен, 1524–1530 годы. Посреди искусственного сада, созданного в 1524–1530 годах, установлены фигуры трех святых: слева — святая Елизавета Тюрингская в короне, с книгой и нищим у ног; в центре — святая Урсула, защищающая плащом других дев-христианок; справа — святая Екатерина Александрийская с мечом в руках попирает римского императора-язычника Максенция. На боковых створках написаны донаторы — мужчина и две женщины. Раньше считалось, что все они духовные лица, связанные с госпиталем Девы Марии. Однако на самом деле мужчина и женщина постарше — миряне. Скорее всего, это состоятельные горожане Якоб Ван ден Путте и его жена Маргарета Свос, а женщина помладше — их дочь Мария Ван ден Путте, которая в 1524 году стала сестрой в монастыре Девы Марии. У нее единственной закрыты глаза. Вероятно, это указывает на то, что она была слепа или у нее были какие-то серьезные проблемы со зрением. Как было принято в религиозной живописи того времени, за спинами донаторов стоят их святые патроны: у Якоба — апостол Иаков Старший, а у его жены Маргареты — мученица Маргарита Антиохийская. Скорее всего, этот «сад» был передан ими в монастырь-госпиталь Девы Марии, когда их дочь приняла там послушание. © KIK-IRPA, Brussels / www.kikirpa.be / Museum Hof van Busleyden – Collection Sisters of the Hospital of Our Lady

Слова «коллаж» или «ассамбляж», которые в ходу у специалистов по современному искусству, вряд ли у кого-то ассоциируются со Средневековьем или Возрождением. Однако существует немало изображений того времени, для которых они тоже подходят. Такие предметы, порожденные пышным католическим благочестием, трудно охарактеризовать одним словом, и мы не всегда понимаем, как именно их использовали. Большинство из них до недавнего времени мало интересовали искусствоведов. Они их вовсе не замечали или видели в этих объектах образчик народного вкуса с его любовью к украшательству и пестроте. Гораздо большее внимание им уделяли историки религии.

В Северной Европе XV–XVI веков были популярны деревянные складни, которые сегодня называют «запертыми садами»*. Семь из них сохранилось во фламандском городе Мехелен, который также известен под французским именем Малин**. Почти 500 лет они принадлежали местным сестрам-августинкам и стояли в их монастыре-госпитале, посвященном Деве Марии (Onze-Lieve-Vrouwe Gasthuis). В 1999 году складни были переданы городу и переехали в художественный музей особняка Хоф ван Буслейден. Попробуем разобраться в том, как и зачем создавали эти необычные изображения.

*В видеоэкскурссии по музею Хоф ван Буслейден мы перевели название «запертых садов» как «вертограды» — это традиционный перевод латинского hortus conlclusus («запертый сад»), который пришел в русский из церковнославянского.
**От этого имени произошло русское выражение «малиновый звон», означающее мягкое звучание колоколов. Дело в том, что Малин c XV века стал важным центром их производства. Колокола оттуда привозили не только в другие католические земли, но и в Россию.

Святой коллаж

Во многих фламандских или немецких церквях, кельях монахов и монахинь, а также в домах знатных господ и богатых бюргеров в XV–XVI веках стояли створчатые алтарные образы. В центре — деревянный ящик с раскрашенными статуями Христа, Богоматери и святых, а по бокам — створки, на которых краской писали других святых, сцены из их житий и часто фигуры донаторов.

Домашний алтарь. Около 1490 года. Небольшой (всего 33,5 × 30,2 × 7,5 см) домашний алтарь, созданный в Швабии в конце XV века. В центре — статуэтка святой Анны, которая держит на руках дочь Марию и ее сына Иисуса. На створках внутри написаны фигуры святых Екатерины и Варвары, а снаружи — святых Урсулы и Доротеи. У ног святой Анны на коленях стоят заказчики — дама и мужчина, одетый в покаянное облачение (возможно, он был членом какого-то братства, посвященного святой Анне). The Metropolitan Museum of Art

А теперь представим себе такой же ящик, только фигуры небесных патронов, которые в нем стоят, занимают не все пространство, а крошечную его часть, словно куклы в игрушечном домике. Со всех сторон они окружены «садом»: цветами, плодами, птицами и зверями. Все они сделаны из шелковых или серебряных нитей, закрученных вокруг проволочного каркаса или полосок пергамена. По фону идет ромбовидный узор, созданный из свернутых в трубку листков бумаги (paperolles). Между растениями симметрично пришиты крошечные реликвии (фрагменты мощей или камешки со Святой земли), а также различные благочестивые образы и предметы: паломнические значки, миниатюры, написанные на крошечных листках пергамена, восковые «агнцы Божьи» (Agnus Dei, так называли небольшие освященные диски или овалы, которые привозили из Рима) и т. д. Все они обильно украшены бусинами. Множество — от 200 до 400 — мелких предметов разных цветов и фактур образуют сад, который издалека напоминает ковер или даже коллаж в духе Сергея Параджанова.

Однако почему эти «сады» называют «запертыми» (на латыни — horti conclusi, а по-фламандски — besloten hofjes)? На первом плане в нескольких мехеленских складнях сделана невысокая изгородь с калиткой. Сад закрыт, запечатан. Этот образ восходит к строкам Песни Песней (4:12): «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник». В христианской традиции в любви жениха и невесты — персонажей этой ветхозаветной поэмы — видели указание на мистический союз между Христом и Церковью. А Церковь соотносили с Девой Марией, которая на уровне аллегории представала не только как мать, но и как невеста своего Божественного Сына. Строки Песни Песней превратились в важнейший источник образов, с помощью которых славили девственную чистоту Марии. Ее сравнивали с «заключенным кладезем», «запечатанным источником» и «запертым садом».

Потому на исходе Средневековья ее так часто изображали на цветущем лугу или посреди окруженного стеной сада. Такие образы были особенно популярны в Нидерландах XV–XVI веков. На множестве сцен Благовещения смиренная Мария встречает архангела Гавриила, принесшего ей благую весть, у себя в комнате, а за окном виден сад — метафора ее девства. Однако створчатые сады-алтари далеко не всегда посвящены именно Богоматери. Образ сада явно напоминал не только о ее чистоте, но и об Эдеме, где Адам и Ева, прародители человечества, пребывали до грехопадения, и о Царствии Небесном, которое тоже многие представляли как чудесный сад, полный благоухания.

Ян Провост. Дева Мария с младенцем Иисусом. 1495–1500 годы. Дева Мария с младенцем Иисусом посреди сада, окруженного стеной. Сверху, под облаком с фигурой голубя, который символизирует Святой Дух, написано: «Запертый сад — сестра моя, невеста, запертый сад». А внизу, под ногами Богоматери, идет еще одна «садовая» цитата из Песни Песней (5:1): «Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста». The Metropolitan Museum of Art
Ян Вирикс. Дева Мария с младенцем Иисусом в запертом саду. 1606 год. The Metropolitan Museum of Art

При создании мехеленских «садов» применяли драгоценные материалы — шелк, серебро, кораллы. Однако их в дело шло не так много. В центре ставили готовые фигурки Христа, Богоматери и святых, которые в то время на поток производили в самом Мехелене (их даже называли poupées de Malines — «малинские куклы»). А почти весь декор изготавливали из доступных предметов: полосок пергамена или бумаги, кусочков ткани, разнообразных бусин. К ним добавляли совсем небольшие изображения, сделанные из раскрашенной глины или прессованной бумаги. В итоге получалось нечто среднее между алтарным образом, предназначенным для духовных упражнений, и хранилищем реликвий, которые сестры-августинки, вероятно, не только созерцали, но и трогали или целовали.

Мехелен в XVI веке

Каспар Мериан. Панорама Мехелена. 1654–1700 годы. Rijksmuseum

В Мехелене и соседних деревнях было множество монастырей и других религиозных общин, мужских и женских. В городе соседствовали обители цистерцианцев, кармелитов, францисканцев, доминиканцев, норбертинцев, алексианцев (целлитов) и бедных кларисс. Одним из церковных учреждений был госпиталь Богоматери. В средневековой Европе помощь больным и забота о калеках, путниках и сиротах традиционно были задачей монахов и религиозных братств (и во многих случаях они продолжали играть эту роль вплоть до XX века). Мехеленский госпиталь был основан несколькими горожанами около 1198 года. В соответствии с уставом 1230 года за недужными должны были ухаживать семь сестер и пять братьев, живущих по уставу святого Августина. Однако позже община перестала быть смешанной, и в ней остались только монахини.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не пей вина, Гертруда Не пей вина, Гертруда

Известные исторические личности с репутацией завзятых отравителей

Вокруг света
Названы 9 правил питания, которые помогают жить дольше Названы 9 правил питания, которые помогают жить дольше

Что нужно есть, чтобы жить дольше и быть здоровыми

Inc.
Сибирские ученые обнаружили процесс атлантификации арктических морей Сибирские ученые обнаружили процесс атлантификации арктических морей

Что такое атлантификация?

National Geographic
Телескопы LAMOST и Gaia помогли найти 43 звезды, которые могут покинуть Млечный Путь Телескопы LAMOST и Gaia помогли найти 43 звезды, которые могут покинуть Млечный Путь

Ученые обнаружили звезды на основе данных Большого многоцелевого спектроскопа

National Geographic
Кризис института звезд: как мюзикл «Выпускной» с Мэрил Стрип и Николь Кидман вскрывает важные проблемы общества Кризис института звезд: как мюзикл «Выпускной» с Мэрил Стрип и Николь Кидман вскрывает важные проблемы общества

Предновогодний мюзикл, в котором звезды пародируют сами себя

Forbes
Как стать хорошим другом самому себе Как стать хорошим другом самому себе

Учимся относиться к себе с добротой и состраданием

Reminder
«Поэт ведёт с советской властью шахматную партию. Та бьёт его доской по голове» «Поэт ведёт с советской властью шахматную партию. Та бьёт его доской по голове»

Литературовед Глеб Морев о том, почему поэт и власть говорят на разных языках

Полка
Мама-долгожительница: старейшая дикая птица в мире снесла яйцо в 69 лет Мама-долгожительница: старейшая дикая птица в мире снесла яйцо в 69 лет

Старейшая самка альбатроса по имени Уиздом продолжает удивлять ученых

National Geographic
90 м² 90 м²

Квартиру в старом фонде Вера Лемешко оформила в традиционном стиле

AD
Привести планету в порядок Привести планету в порядок

Как это — жить по-человечески?

Seasons of life
Режиссер фильма «Ма Рейни: мать блюза» Джордж С. Вольф — о последней роли Чедвика Боузмана Режиссер фильма «Ма Рейни: мать блюза» Джордж С. Вольф — о последней роли Чедвика Боузмана

Изнурительный съемочный процесс и наследие Чедвика Боузмана

Esquire
От неосторожного курения до самосожжения. Почему в России каждый год горят дома престарелых От неосторожного курения до самосожжения. Почему в России каждый год горят дома престарелых

В России по несколько раз в год горят дома престарелых

СНОБ
«Снятие даже незначительной части барьеров создаст условия для роста» «Снятие даже незначительной части барьеров создаст условия для роста»

О важности гармонизации технического регулирования между ЕС и Россией

РБК
Наночастицы кремнезема предложили в качестве альтернативы пестицидам Наночастицы кремнезема предложили в качестве альтернативы пестицидам

Более экологическое соединение, помогающее растениям бороться с бактериями

National Geographic
Как выбрать подгузник: важные параметры Как выбрать подгузник: важные параметры

Подгузники для детей различаются по размеру (весу ребенка), фасону и цене

9 месяцев
Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении

Звезды Атлас и Плейона находились дальше друг от друга на небе, чем сейчас

N+1
Провинция федерального масштаба Провинция федерального масштаба

В России могут создать несколько федеральных территорий

Эксперт
Новозеландцы отключили ночное освещение ради спасения редких буревестников Новозеландцы отключили ночное освещение ради спасения редких буревестников

Отключение освещения помогло молодым птицам не сбиваться с курса на пути к морю

N+1
Чем занимается Хабиб Нурмагомедов после завершения карьеры бойца Чем занимается Хабиб Нурмагомедов после завершения карьеры бойца

Хабиб Нурмагомедов рассказал, что может сподвигнуть его вернуться в октагон

GQ
Из мягкого гидрогеля напечатали анатомически точную модель сердца в натуральную величину Из мягкого гидрогеля напечатали анатомически точную модель сердца в натуральную величину

Анатомически точные модели органов помогут в обучении хирургов

N+1
Реклама в СССР: как это было Реклама в СССР: как это было

Какой была советская реклама, и зачем она была нужна?

СНОБ
«Самое ужасное то, что я еще 43 года назад предвидел политкорректность» «Самое ужасное то, что я еще 43 года назад предвидел политкорректность»

Рэй Брэдбери дал это интервью американскому PLAYBOY в мае 1996-го

Playboy
Охота за головами Охота за головами

Что известно об убийстве «отца» иранской атомной бомбы

Огонёк
Радиотелескоп в Аресибо, который планировали снести, рухнул сам Радиотелескоп в Аресибо, который планировали снести, рухнул сам

Планета осталась без самого большого радиотелескопа

National Geographic
«Кажется, я плохая мать»: что делать, если у тебя материнское выгорание «Кажется, я плохая мать»: что делать, если у тебя материнское выгорание

Каждой маме знакомо это чувство: кажется, что ты окончательно выбилась из сил

Cosmopolitan
Перемен! 8 мифов о лидере группы «Кино» Перемен! 8 мифов о лидере группы «Кино»

Симулянт, мастер кунг-фу и жертва агентов КГБ. Это все о Викторе Цое?

Вокруг света
Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
Пол Томас Андерсон и Милла Иовович Пол Томас Андерсон и Милла Иовович

Пол Томас Андерсон и Милла Йовович – о фильме «Охотник на монстров»

Maxim
Алексей Малеев: Как перейти в IT Алексей Малеев: Как перейти в IT

Полезны ли краткосрочные программы и могут ли они заменить высшее образование

СНОБ
Синдром старой ведьмы: чем опасен сонный паралич Синдром старой ведьмы: чем опасен сонный паралич

Интересные факты о сонном параличе, которые помогут тебе справиться с ним

Cosmopolitan
Открыть в приложении